Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

13 ноября в Большом зале современного искусства Главного штаба открылась широкая ретроспективная выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне» – она продлится до конца января 2016-г года.

Надо сказать, что финская архитектура – явление само по себе достаточно примечательное, а для петербуржцев – вдвойне: неслучайно голливудские довоенные фильмы, действие которых происходит в Петербурге-Ленинграде, снимали … в Хельсинки: так много общего в архитектурных традициях наших городов. Так, например, лютеранская церковь св. Николая, главный собор Хельсинки, возводилась Энгелем по образцу Исаакиевского собора, и даже название площадей, на которые выходят эти храмы, одинаковое – Сенатская. Финская архитектура за последние сто лет прошла поистине уникальный путь: от национального романтизма до самобытного развития Интернационального стиля, оставив в истории такие имена как Алвар Аалто, Уно Ульберг, Элиель Сааринен. Финская архитектурная школа не гонится за модными течениями, не боится следовать собственным традициям, главные из которых - паритетные отношения зодчего и природы, которую он «берет с собой» в любой проект, учет климатических особенностей, использование местных материалов.

«Золотое поколение» -зодчие и художники, составившие славу финской архитектуры и дизайна в период с 1930 по 1960-ые г г. Финский модернизм настолько богат, что по-прежнему остается востребованным. Общественные здания – отели, кинотеатры – построенные в 30-х г г. прошлого века – ранний модернизм (или «белый функционализм», как его назвали позже) – и до сих пор восхищают тех, кто посещает эту небольшую северную страну.

Финские дизайнеры создали футуристические образы 70 лет назад, но они по-прежнему актуальны и даже сейчас ассоциируются с будущим. На выставке можно видеть культовые предметы дизайна таких мастеров как Алвар Аалто и Илмари Тапи-оваара. Финны достигли в области дизайна больших успехов. В этой связи представляется закономерным, что в 2012-м году Хельсинки был объявлен «Мировой столицей дизайна».

В сентябре каждый год в этом городе проходит «Неделя дизайна», когда дизайнерские новшества выплескиваются на городские улицы – украшаются скамейки в скверах, перекрестки, трамвайные остановки, городские здания. Разрабатываются специальные дизайнерские маршруты, организуются конкурсы, выдаются фишки и призы победителям. В Хельсинки есть специальный «Район (квартал) дизайна».

Я знаю Хельсинки достаточно хорошо, бывала там уже много раз. Неоднократно посещала главный художественный музей финской столицы «Атенеум», пару раз была в музее современного искусства «Киасма», в Национальном музее и музее Амоса Андерсона, музее Синебрюхова, в музее естественной истории. В последнюю свою поездку, которая состоялась совсем недавно, я решила посетить музей дизайна и музей архитектуры - благо они совсем рядом.

О выставке финского дизайна и архитектуры в Петербурге написано уже достаточно много. Но – лучше один раз увидеть. Немало сведений можно почерпнуть, посетив саму экспозицию, где представлено более 400 рисунков и фотографий, а также знаковые предметы дизайна таких мастеров как Алвар Аалто, Илмари Тапиоваара, Тимо Сарпа-нева, Эрик Бриггман.

Демонстрируются видеофильмы, в частности, замечательные фильмы об экспериментальном летнем доме Аалто и вилле «Майреа», которую он создал для своих друзей. В фильмах большое внимание уделено жене Алвара – Айно, инициаторе создания компании «Артек».

На выставке можно также ознакомиться с фотографиями, чертежами и макетами объектов, созданных финскими архитекторами, которые теперь находятся на территории Ленинградской области: в поселке Громово, в поселке Лесогорский, на острове Гогланд, в городе Выборге.

Не останавливаясь более на самой экспозиции, развернутой в Главном штабе, я постараюсь дополнить впечатление, которое зритель получит от нее, кратким рассказом о музеях дизайна и архитектуры в Хельсинки (откуда и взят экспозиционный материал), свидание с которыми у меня состоялось полтора месяца назад.

Музеи дизайна и архитектуры Хельсинки расположены в прекрасном месте. Доминантой его, безусловно, является находящаяся на холме (месте старых языческих поклонений) церковь Йоханнеса. Она построена в 1893-м году архитектором А.Э. Меландером в стиле неоготики. Это самая крупная церковь в Хельсинки (вместимость ее 2600 человек) и до строительства в 1935-м году церкви Микаэля Агриколы являлась самым высоким зданием финской столицы. Здесь прекрасная акустика, поэтому церковь Йоханнеса служит популярным местом исполнения церковной музыки.

Если спуститься с холма и двинуться в направлении улицы Коркеавуоренкату, окажешься в небольшом сквере, в центре которого скульптурная группа – «Топелиус и дети». Она установлена в честь выдающегося финского писателя и поэта Захариуса Топелиуса (1818-1898), известного, в основном, как автор сказок – неслучайно он окружен детьми. Топелиус писал на шведском языке, и многие его произведения переведены в нашей стране, и я даже была знакома с их переводчиком, Людмилой Юльевной Брау-де. Памятник изваял финский скульптор Вилли Вальгрен, получивший широкую (и скандальную) известность, благодаря фигуре морской нимфы «Хавис Аманда», которую он изобразил обнаженной – фонтан «Хавис Аманда» «открывает» хель-синскую Эспланаду.

Музей дизайна располагается как раз напротив сквера с памятником «Топелиус и дети». Это один из самых старых музеев подобного направления в мире, он непрерывно работает с 1873-го года. Здание музея (архитектор Густав Нюстрем) – типичный образец финской архитектуры. На первом этаже вам покажут, как финны создают красивые и удобные вещи: посуду, текстиль, мебель, транспортные средства, бытовую технику. Особенно интересны предметы конца 19-го - начала 20-го веков.

Фонды музея дизайна насчитывают 75 тысяч предметов, 40 тысяч рисунков, около 100 тысяч фотографий.

В сотни метров от музея дизайна в Хельсинки находится музей архитектуры. Музейное здание строилось в 1899-м году для Научных обществ, первоначально предполагались еще и боковые крылья, но проект не был завершен, и существует только центральный объем. Архитектор – Магнус Шерфбек, здание, в отличие от музея дизайна, окрашено в светлые тона, и стиль его можно определить как неоренессанс.

Музей архитектуры, на первый взгляд, менее интересен, чем музей дизайна -в нем преобладают небольшие макеты различных строений, мостов, панорамы жилых кварталов.

Более примечательны фотографии этих же и других объектов – они представляют воплощенные в жизнь архитектурные замыслы за период с 1900 по 1970-й г г. Основная ценность этого музея - архивы и документы: фотографии, статьи, книги.

В музее содержится 100 тысяч принтов, 30 тысяч слайдов, более 300 тысяч оригинальных чертежей финских архитекторов. Не знаю, когда обновлялась сама экспозиция, здание же прошло реновацию в 80-ые гг. прошлого века. Как и в музее дизайна, здесь работают временные выставки. Одну такую, посвященную, в частности, природным строительным материалам японской архитектуры, я осматриваю с большим интересом: здесь и бамбук, и кедр, и несколько видов сосны, и пурпуролистные клен и береза, и много еще чего другого.


Татьяна МИХАЛКОВА


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — Stanley Group
, 2007.