|
13
ноября в Большом зале современного искусства Главного штаба открылась
широкая ретроспективная выставка «Золотое поколение. Модернизм в
финской архитектуре и дизайне» – она продлится до конца января 2016-г
года.
Надо
сказать, что финская архитектура – явление само по себе достаточно
примечательное, а для петербуржцев – вдвойне: неслучайно голливудские
довоенные фильмы, действие которых происходит в Петербурге-Ленинграде,
снимали … в Хельсинки: так много общего в архитектурных традициях наших
городов. Так, например, лютеранская церковь св. Николая, главный собор
Хельсинки, возводилась Энгелем по образцу Исаакиевского собора, и даже
название площадей, на которые выходят эти храмы, одинаковое –
Сенатская. Финская архитектура за последние сто лет прошла поистине
уникальный путь: от национального романтизма до самобытного развития
Интернационального стиля, оставив в истории такие имена как Алвар
Аалто, Уно Ульберг, Элиель Сааринен. Финская архитектурная школа не
гонится за модными течениями, не боится следовать собственным
традициям, главные из которых - паритетные отношения зодчего и природы,
которую он «берет с собой» в любой проект, учет климатических
особенностей, использование местных материалов.
«Золотое
поколение» -зодчие и художники, составившие славу финской архитектуры и
дизайна в период с 1930 по 1960-ые г г. Финский модернизм настолько
богат, что по-прежнему остается востребованным. Общественные здания –
отели, кинотеатры – построенные в 30-х г г. прошлого века – ранний
модернизм (или «белый функционализм», как его назвали позже) – и до сих
пор восхищают тех, кто посещает эту небольшую северную страну.
Финские
дизайнеры создали футуристические образы 70 лет назад, но они
по-прежнему актуальны и даже сейчас ассоциируются с будущим. На
выставке можно видеть культовые предметы дизайна таких мастеров как
Алвар Аалто и Илмари Тапи-оваара. Финны достигли в области дизайна
больших успехов. В этой связи представляется закономерным, что в 2012-м
году Хельсинки был объявлен «Мировой столицей дизайна».
В
сентябре каждый год в этом городе проходит «Неделя дизайна», когда
дизайнерские новшества выплескиваются на городские улицы – украшаются
скамейки в скверах, перекрестки, трамвайные остановки, городские
здания. Разрабатываются специальные дизайнерские маршруты, организуются
конкурсы, выдаются фишки и призы победителям. В Хельсинки есть
специальный «Район (квартал) дизайна».
Я знаю Хельсинки
достаточно хорошо, бывала там уже много раз. Неоднократно посещала
главный художественный музей финской столицы «Атенеум», пару раз была в
музее современного искусства «Киасма», в Национальном музее и музее
Амоса Андерсона, музее Синебрюхова, в музее естественной истории. В
последнюю свою поездку, которая состоялась совсем недавно, я решила
посетить музей дизайна и музей архитектуры - благо они совсем рядом.
О
выставке финского дизайна и архитектуры в Петербурге написано уже
достаточно много. Но – лучше один раз увидеть. Немало сведений можно
почерпнуть, посетив саму экспозицию, где представлено более 400
рисунков и фотографий, а также знаковые предметы дизайна таких мастеров
как Алвар Аалто, Илмари Тапиоваара, Тимо Сарпа-нева, Эрик Бриггман.
Демонстрируются
видеофильмы, в частности, замечательные фильмы об экспериментальном
летнем доме Аалто и вилле «Майреа», которую он создал для своих друзей.
В фильмах большое внимание уделено жене Алвара – Айно, инициаторе
создания компании «Артек».
На выставке можно также ознакомиться
с фотографиями, чертежами и макетами объектов, созданных финскими
архитекторами, которые теперь находятся на территории Ленинградской
области: в поселке Громово, в поселке Лесогорский, на острове Гогланд,
в городе Выборге.
Не останавливаясь более на самой экспозиции,
развернутой в Главном штабе, я постараюсь дополнить впечатление,
которое зритель получит от нее, кратким рассказом о музеях дизайна и
архитектуры в Хельсинки (откуда и взят экспозиционный материал),
свидание с которыми у меня состоялось полтора месяца назад.
Музеи
дизайна и архитектуры Хельсинки расположены в прекрасном месте.
Доминантой его, безусловно, является находящаяся на холме (месте старых
языческих поклонений) церковь Йоханнеса. Она построена в 1893-м году
архитектором А.Э. Меландером в стиле неоготики. Это самая крупная
церковь в Хельсинки (вместимость ее 2600 человек) и до строительства в
1935-м году церкви Микаэля Агриколы являлась самым высоким зданием
финской столицы. Здесь прекрасная акустика, поэтому церковь Йоханнеса
служит популярным местом исполнения церковной музыки.
Если
спуститься с холма и двинуться в направлении улицы Коркеавуоренкату,
окажешься в небольшом сквере, в центре которого скульптурная группа –
«Топелиус и дети». Она установлена в честь выдающегося финского
писателя и поэта Захариуса Топелиуса (1818-1898), известного, в
основном, как автор сказок – неслучайно он окружен детьми. Топелиус
писал на шведском языке, и многие его произведения переведены в нашей
стране, и я даже была знакома с их переводчиком, Людмилой Юльевной
Брау-де. Памятник изваял финский скульптор Вилли Вальгрен, получивший
широкую (и скандальную) известность, благодаря фигуре морской нимфы
«Хавис Аманда», которую он изобразил обнаженной – фонтан «Хавис Аманда»
«открывает» хель-синскую Эспланаду.
Музей дизайна располагается
как раз напротив сквера с памятником «Топелиус и дети». Это один из
самых старых музеев подобного направления в мире, он непрерывно
работает с 1873-го года. Здание музея (архитектор Густав Нюстрем) –
типичный образец финской архитектуры. На первом этаже вам покажут, как
финны создают красивые и удобные вещи: посуду, текстиль, мебель,
транспортные средства, бытовую технику. Особенно интересны предметы
конца 19-го - начала 20-го веков.
Фонды музея дизайна насчитывают 75 тысяч предметов, 40 тысяч рисунков, около 100 тысяч фотографий.
В
сотни метров от музея дизайна в Хельсинки находится музей архитектуры.
Музейное здание строилось в 1899-м году для Научных обществ,
первоначально предполагались еще и боковые крылья, но проект не был
завершен, и существует только центральный объем. Архитектор – Магнус
Шерфбек, здание, в отличие от музея дизайна, окрашено в светлые тона, и
стиль его можно определить как неоренессанс.
Музей архитектуры,
на первый взгляд, менее интересен, чем музей дизайна -в нем преобладают
небольшие макеты различных строений, мостов, панорамы жилых кварталов.
Более
примечательны фотографии этих же и других объектов – они представляют
воплощенные в жизнь архитектурные замыслы за период с 1900 по 1970-й г
г. Основная ценность этого музея - архивы и документы: фотографии,
статьи, книги.
В музее содержится 100 тысяч принтов, 30 тысяч
слайдов, более 300 тысяч оригинальных чертежей финских архитекторов. Не
знаю, когда обновлялась сама экспозиция, здание же прошло реновацию в
80-ые гг. прошлого века. Как и в музее дизайна, здесь работают
временные выставки. Одну такую, посвященную, в частности, природным
строительным материалам японской архитектуры, я осматриваю с большим
интересом: здесь и бамбук, и кедр, и несколько видов сосны, и
пурпуролистные клен и береза, и много еще чего другого.
Татьяна МИХАЛКОВА
[к содержанию номера]
|