|
В
один из первых январских дней 2014 года я решила посетить музей
современного искусства «Эрарта», что на 29-й линии Васильевского
острова. В представительном здании расположились две экспозиции: в
левом крыле – постоянная, она занимает пять этажей, каждый из которых
определенным образом организован концептуально; в правом находится
Галерея, где каждые три месяца организуются новые выставки как
отдельных мастеров, так и выставочных проектов. Если в постоянной части
произведения можно посмотреть, прочитать к ним изолите-ратурные тексты,
прослушать в ряде случаев аудиоряд и музыкальное сопровождение, которые
помогают домыслить содержание арт-объекта, то в Галерее есть
возможность приобрести понравившуюся работу, заказать с нее принт или
унести частичку современного искусства с собой в какой-то иной форме.
На
входе Вы приобретаете билет на Ресепшен, который, однако, не дает право
на посещение ВСЕХ мероприятий «Эрарты»; если в этот день есть
театральное или музыкальное представление, или же какая-то иная акция,
плата за них будет дополнительной (а подобные события проводятся
практически ежедневно). Цена обычного билета для взрослого – 400
рублей, лицам, старше 60 лет, – 200, льготные категории не учитываются.
Сразу
следует сказать, что музей «Эрарта» располагает коллекциями
современного искусства сегмента contemporary art (созданное с 1945 года
по настоящее время) в отличие от modern art (1860-1945), ярчайшими
представителями которого являются Пикассо, Шагал, Малевич и Кандинский.
В музее можно познакомиться с такими направлениями современного искусства как видео-арт и science art.
Музей
«Эрарта» образован в 2010 году, и это крупнейший негосударственный
музей современного искусства в России. Он располагает коллекцией из
2300 работ, созданных более чем 170 художниками из десятков городов
России. Музей имеет отделения в пяти городах: помимо Петербурга –
в Лондоне, Цюрихе, Гонконге, Нью-Йорке. В галереях международной сети
можно приобрести работы более 200 художников из 20 регионов России.
«Эрарта»
очень заинтересована в так называемом feed-back – обратном отклике
посетивших ее экспозиции. Одной из форм такой обратной связи является
выражение эмоций и мыслей об увиденном в залах В ФОРМЕ ЭССЕ (его можно
разместить на сайте: lit@erarta.com). Подобное эссе постарались сейчас изобразить и мы. Оно перед вами.
О
современном искусстве написано очень много, наверное, если перевести
все написанные страницы на язык живописных полотен, объем их будет
превосходить объем последних. Пишут и маститые критики, и юные
дилетанты – о современном искусстве писать модно. Изощренные по
литературной форме, эти статьи, рецензии, обзоры становятся сами по
себе произведениями искусства, и уже трудно порой отличить, чьи
достоинства выше, и что, собственно, является первичным.
Переступая
порог строгого белоколонного здания, со статуями Эры (Время) и Арты
(Искусство) у входа (одну из них вы видите на фото), ты думаешь: «Ну
вот, еще один музей, с пыльными экспонатами на полках, нудными
экскурсоводами и застывшей тишиной музейных залов, как бы
консервирующей пространство».
Оставь эти мысли –
ничего подобного в «Эрарте» не будет. Это не просто музей современного
экспозиционного интерьера, интерактивных технологий, уютных кафе и
репрезентативных бутиков, это –
царство выдумки и изобретательности, не банального желания как-то
развлечь и занять посетителя, и даже не столько повысить его
образовательный уровень, раскрасить палитру его знаний о мире, и в
конечном счете, о себе, новыми красками, сколько сделать его соавтором,
соучастником творческого процесса, проникнуться идеей художника и
подключиться к его изобразительному миру – ВОВЛЕЧЬ В ИГРУ ПОД НАЗВАНИЕМ
«ЖИЗНЬ» и увидеть грани этой игры в новом свете.
В
сущности, чтобы неосознанное авторство переросло в осознанное, нужно не
так много, но важно сделать это тонко и ненавязчиво – и «Эрарте» такое,
безусловно, удается. Каким образом? Разными путями. В частности, рядом
проектов.
Вот проект, на первый взгляд очень простой и
практикующийся в музеях мира уже не одно десятилетие: НАРИСУЙТЕ –
увиденное, нафантазированное, иллюстративное и просто что-то свое.
«Эрарта» предлагает как раз последний вариант – «Что-то свое».
Ежегодная акция всеобщего творчества «Нарисуйся в Эрарте» призывает
зрителя создавать собственные «шедевры» – все произведения в музее
заменяют на чистые листы: твори – не хочу! А вот проект совсем,
казалось бы, другого плана - но это только на первый взгляд: все в
музее связано единой концепцией, продумано до мелочей, и создается
впечатление, что предсказуема даже реакция зрителя. Проект носит
«говорящее» название – «Черный квадрат». А герои его – НЕМалевич,
эрартовский искусствовед Эрик и персонажи известных художественных
работ. Это приключенческий мультипликационный сериал – для тех
взрослых, которые умеют по-детски удивленно и увлекательно воспринимать
мир - учить и учиться одновременно.
Однако, приходят в музей
прежде всего, конечно же, ради самой экспозиции, и скажем о ней хотя бы
несколько слов. Почему только несколько? Описывать произведение
искусства -вещь в той или иной степени неблагодарная: плохое описание
отобьет к нему интерес, хорошее же, приукрасит его до такой степени,
что станет «все ясно», и опять же смотреть УЖЕ не захочется. Тем не
менее не будем пытаться отобрать пищу у искусствоведов - посеянные ими
семена падают на благодатную почву.
Из всего множество
представленных в «Эрарте» арт-объектов я выбрала инсталляцию «След
червя» (автор петербуржец Сергей Карев, 2009-10 гг., материал сталь).
Когда заходишь на четвертый этаж и переступаешь порог, сразу же
останавливаешься ошеломленный. Что перед тобой? Обгоревшие останки
инопланетного корабля, воронки от взрывов времен Второй Мировой,
разрушенный тоннель в метро, отработавшая свое угольная шахта,
гигантский бур, врезающийся в толщу земной коры и пытающийся испоганить
само Чрево Земли? А может это МИРОВОЙ ЗМЕЙ, символ зла, так сказать,
«привет» от ушедшего Года Змеи? Или растерявший свои крылья
средневековый дракон? Не стоит даже пытаться ответить на этот вопрос:
КАЖДЫЙ УВИДИТ ЗДЕСЬ СВОЕ, но ДУХ РАЗРУШЕНИЯ, ДУХ НЕДАВНЕГО КАТАКЛИЗМА -
вот те ощущения, которые возникнут непременно – здесь ПРОШЛА ИСТОРИЯ,
оставив свой черный след, неумолимый в своей обреченности.
Не сразу замечаешь саму голову «Червя» – она сбоку, слева, как ИТОГ пройденного пути.
Инсталляция
тут же «задает тон» всей экспозиции этажа – здесь собраны воедино
последствия техногенных катастроф, «Червь» – это след, который оставил
после себя человек, жуткий и страшный символ нашего времени.
Есть
ли в этой работе что-то доброе, светлое, вносит ли она, как это принято
говорить сейчас, «позитив»? Конечно, на этот вопрос следует ответить
отрицательно. Но она НЕСЕТ ИНФОРМАЦИЮ – заставляет задуматься, от
чего-то попытаться отстраниться, что-то отвергнуть, а на что-то –
открыть глаза.
Сейчас большое количество арт-объектов вообще в
концепции своей чаще несет философский негатив, чем «светлый позитив».
Почему так? Люди искусства – поэты, художники, композиторы – всегда
были обеспокоены «язвами эпохи», видели их зорче и понимали глубже.
Появление подобных произведений свидетельствует о том, что далеко не
все так благополучно в нашем благоустроенном мире, как это пытаются
изобразить некоторые ныне здравствующие политики.
Давайте же задумаемся. Придем в «Эрарту».
Мы
увидим здесь и другой мир: Чистый лик Спаса Нерукотворного, Райский сад
с буйством ярких красок, ностальгию по временам Пионерии, уголок
зимнего Петербурга под снегом, Орфея, ищущего свою Эвридику, маленькую
девочку, нашедшую пятикопеечную монету и не знающую, что с ней делать,
уличную продавщицу цветов на канале Грибоедова и еще один «лик» –
«вождя мирового пролетариата» , выступающий из стены – полузатертый – ИСТОРИЯ ДОЛЖНА УСТУПИТЬ МЕСТО СОВРЕМЕННОСТИ.
Так
и происходит в Эрарте. Однако, было бы ошибкой сказать, что история
исчезает – она ЗРИМО присутствует практически в каждой работе – НАШЕ ОСМЫСЛЕННОЕ исторически ПРОШЛОЕ, ПРОПУЩЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАСТОЯЩЕГО.
И можно по праву заявить: Эрарта – музей не исторический – но
мало где ИСТОРИЯ в такой чести, как тут. Ибо без прошлого не может быть
и будущего. А именно В БУДУЩЕЕ устремлена замечательная экспозиция,
созданная с заботой, любовью, выдумкой и тонким пониманием прекрасного.
Татьяна МИХАЛКОВА
[к содержанию номера]
|