В
московском Музее А.С. Пушкина в день рождения поэта открылась выставка
«Первая публикация». Здесь в хронологическом порядке показываются
печатные издания с произведениями ста литераторов, от пушкинского «К
другу стихотворцу» до вещей Иосифа Бродского и Венедикта Ерофеева.
Исключение – первая публикация Гоголя. Скупив весь тираж, Гоголь своего
«Ганса Кюхельгартена» сжег. Получается, закончил тем, с чего начинал.
Послание
«К другу стихотворцу» Пушкин снабдил подписью «Александр Н.к.ш.п.». Не
вполне псевдоним, но все же и не фамилия. Подпись по нашей просьбе
расшифровывает филолог, заместитель директора музея по науке Наталья
Михайлова:
— Пушкин подписал свое стихотворение согласными буквами в обратном порядке по отношению к тому, как они следуют в его фамилии.
— Было ли это литературной традицией для 19 века?
—
Вы вынуждаете меня сообщить то, о чем я еще никому не рассказывала.
Дело в том, что я специально занималась этим вопросом и я знаю, почему
Пушкин так подписал свое первое стихотворение. На это никто пока не
обращал внимания, но все дело в том, что его дядя Василий Львович
Пушкин подписывал некоторые свои стихи при публикации согласными
буквами своего имени и своей фамилии в прямом порядке, то есть не
Н.к.ш.п., а наоборот — П.ш.к.н.. Племянник же, с одной стороны, проявил
самостоятельность: «Бреду своим путем // Будь всякий при своем». С
другой стороны, это была еще и семейная традиция. 14-летний поэт таким
способом подчеркнул, что наследует дяде-литератору.
Публикация
состоялась 3 июля 1814 года. 20 июня было подписано цензурное
разрешение, а потом в «Московских ведомостях» появилось объявление о
том, что можно уже получить журнал.
Так что ему только-только
исполнилось 15. Но, собственно, послание написано, когда ему было 14.
«Парнасский мой отец», «дядя на Парнасе» – так Александр Пушкин называл
Василия Львовича Пушкина, известного в начале XIX века стихотворца.
Позже,
когда они публиковали свои стихи, в оглавлении писали: «Пушкин (дядя)»
и «Пушкин (племянник)». Занимаясь много и дядей, и племянником, я
обратила внимание на сходство этих подписей.
Что же касается
выставки в нашем музее, мне представляется, что первые публикации от
Пушкина до Бродского - это всегда интересно.
Ведь исследователю
и простому читателю очень важно понять, с каким произведением гений
вступает в поэзию, каким произведением он заявляет о себе. И вот эта
уникальная возможность будет предоставлена посетителям нашего музея.
Остается
только сожалеть, что выставка будет относительно недолго, так же как и
все наши выставки. Поэтому надо поспешить увидеть. Увидеть журнал
«Вестник Европы», который издавал знакомый семьи Пушкина премьер-майор
Владимир Васильевич Измайлов. Он потом станет издателем журнала
«Российский Музеум или Журнал Европейских Новостей», с которым будет
связан литературный триумф Пушкина.
Ведь после того, как Пушкин
читал стихи в присутствии Державина на переводном экзамене по
словесности, о молодом поэте все заговорили. Можно сказать, что первая
публикация Пушкина осталась незамеченной. Она, скорее всего, была важна
для самого сочинителя, ибо там он определял свой путь в поэзию. Он
понимал, что он посвятит себя поэзии.
А вот «Воспоминания в
Царском Селе» - это был триумф. И Владимир Васильевич Измайлов
напечатал его в «Российском Музеуме». А мне бы хотелось подчеркнуть,
что и «Вестник Европы», и «Российский Музеум» - это московские журналы.
Александр Пушкин начинает свой путь в поэзию в московских журналах. Так
вот, в «Российском Музеуме» было напечатано это стихотворение с очень
важным примечанием: «За доставление сего подарка искренне благодарим
родственников молодого поэта, талант которого так много обещает».
Думаю, родственники -это, скорее всего, Василий Львович Пушкин, который
пришел в восторг от стихов своего племянника. И уже в детстве
Александра Пушкина он заметил его дарование и говорил: «Посмотрите,
что-то будет из Александра». И литературной славой своего племянника
Василий Львович всегда гордился.
Лиля ПАЛЬВЕЛЕВА
[к содержанию номера]