|
21
марта исполнилось 328 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха —
крупнейшего европейского композитора и органиста-виртуоза эпохи
барокко. Двадцать семь лет из своей 65-летней жизни он провел в
должности кантора (органиста и церковного композитора) церкви Святого
Фомы в Лейпциге.
Бах написал свыше тысячи духовных и
светских произведений почти во всех значимых жанрах своего времени —
концерты и фуги, сонаты и оратории, прелюдии и сюиты, хоралы и мессы...
Многие из них сразу же были признаны современниками непревзойденными
музыкальными шедеврами. Мало кто мог сравниться с ним в смелости и
мастерстве сочинения. Не работал Бах только в жанре оперы.
О
том, насколько велика была его слава, особенно к концу жизни,
рассказывались легенды. Так, однажды майским вечером 1747 г. он
оказался в Потсдамском дворце прусского короля ФридрихаII,
капельмейстером которого служил один из сыновей композитора Карл Филипп
Эмануэль (всего от двух браков у И.С. Баха родилось 20 детей). Король,
впоследствии прозванный Великим, сам удачно сочинял музыку и талантливо
играл на флейте. Он уже приготовил инструмент для того, чтобы в
очередной раз поразить присутствующих своим исполнением. Однако, узнав,
кто именно будет находиться среди его слушателей, сразу же отложил свой
концерт — необычайный знак королевского внимания к музыканту. В этот
вечер играл только один Иоганн Себастьян Бах.
За свои духовные
сочинения, самыми известными среди которых являются отмеченные
неповторимой глубиной чувств и мыслей оратория «Страсти по Матфею» и
«Пасхальная оратория», Бах получил от современников прозвание «пятого
евангелиста». Сам он, конечно, отказывался от такой чести, считая, что
ни один человек не может встать рядом с Матфеем, Марком, Лукой и
Иоанном, свидетельствовавшими о Христе. Но как бы то ни было,
безусловно, нельзя не согласиться с тем, что сотворенная Бахом музыка
каждой нотой своего прозрачного, светлого и проникновенного звучания
служит прославлению Евангелия…
23
марта, накануне Вербного (Пальмового) воскресения у западных христиан,
в евангелическо-лютеранской церкви Святого Георгия в деревне Колбино
вновь выступали музыканты петербургского ансамбля старинной музыки
«SAVE tempo», название которого, составленное из английского и
итальянского слов, можно перевести как «Сберечь время».
Почти
все участники концерта уже хорошо знакомы прихожанам и местным
любителям высокого классического искусства: в колбинский храм они
приезжали неоднократно. Это Алла Мартыненко (сопрано), Юлия Гараникова
(флейта), Дмитрий Сатушев (виолончель), Елизавета Пан-ченко (орган) и
Елена Весело-ва (гусли, заменившие клавесин).
Программу концерта
составили органные, вокальные и инструментальные произведения И. С.
Баха, для которого, как он сам о том говорил, любая музыкальная пьеса
должна была содержать указание на Божественную мудрость Создателя.
Следующее
выступление профессиональных петербургских музыкантов в церкви Святого
Георгия состоится 27 апреля в 15 часов. Помимо произведений И. С. Баха,
в исполнении Анны Коленьковой (орган), Юлии Якименко (сопрано) и Алисы
Ермаковой (флейта) прозвучат сочинения французских композиторов XVIII и
XIX веков Луи Маршана и Шарля Видора, а также современного французского
композитора ливанского происхождения Наджи Хакима, пишущего для органа,
и другие.
Геннадий МАРТЫНОВ
[к содержанию номера]
|