Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

В №3 (499) газеты «Колтуши» от 4 февраля 2012 года была опубликована статья Татьяны Михалковой «Зимний Выборг», где автор делился своими впечатлениями от посещения Рождественской службы в лютеранской церкви свв. Петра и Павла города Выборга. Сегодня речь пойдет о музее «Эрмитаж–Выборг», ставшим еще одним знаковым местом старинного города, берущего свое начало с 1293 года. В переводе со шведского «Выборг» означает «Священный город», и не случайно именно здесь, где так гармонично сочетаются средневековая архитектура и современные постройки, было решено создать филиал всемирно известного музея, дорогого сердцу каждого жителя нашей страны.

До начала Рождественской службы в лютеранской церкви оставалось еще более двух часов, и, пройдя площадь, где расположен Спасо-Преображенский собор, и повернув за угол, мы оказались перед высоким холмом – вверх ведет крутая лестница, подводящая к белому строению в стиле функционализма.

На бастионе Панцерлакса располагается уникальное здание, построенное по проекту финского архитектора Уно Вернера Ульберга (1879–1944), ведущего архитектора Выборга в 30-ые г г. прошлого столетия. Комплекс принадлежит к так называемому «Белому Выборгу». Эта постройка создавалась специально для художественной школы и музея изящных искусств. После поражения в Зимней войне 1931-40 гг. экспозиция музея была вывезена и распределена между музейными хранилищами Финляндии. В 1941 году музейное крыло здания сильно пострадало во время пожара. В послевоенные годы здание сменило ряд владельцев, с 2003-го в его левом отсеке разместилась детская школа искусств, правое же – пустовало и продолжало разрушаться.

Я прекрасно помню, как в мае 2007 года, по пути в Финляндию с группой студентов СПбГУ и РХГА, мы ненадолго остановились в Выборге, и наш руководитель, профессор В.Н. Барышников, подвел нас к этому месту – мы прошли через колоннаду и сфотографировались на фоне башенных кранов выборгского порта – на память. Такой же вид открывается взору и теперь. Уже позже я узнала, что именно в этом, 2007-м году, между губернатором Ленобласти Валерием Сердюковым, директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и главой МО «Выборгский район Ленинградской области» Георгием Порядиным было подписано соглашение о сотрудничестве по строительству комплекса «Эрмитаж-Выборг». Так родилось судьбоносное для Выборга решение: открыть в правом крыле постройки Ульберга филиал Государственного Эрмитажа. Музей «Эрмитаж-Выборг» стал четвертым в мире филиалом Эрмитажа, после аналогичных центров в Лондоне, Амстердаме и Казани, и по существу, вторым в России. В архивах Финляндии были найдены старые фотографии, что помогло максимально воссоздать оригинальный облик здания.

Конечно, Выборг от Петербурга всего в каких-то полутора часах езды, и приехать и посетить Государственный Эрмитаж для выборжан вроде бы несложно, но фактически за два-три часа отведенного для этого времени посетитель успевает посмотреть лишь малую толику музейной коллекции. «Эрмитаж-Выборг» – невелик, но он дает возможность вдумчивого знакомства с представленной экспозицией, – отмечал на открытии филиала музея в июне 2011 года директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. Он также подчеркнул, что «соседство» с детской художественной школой представляется ему перспективным, как для учащихся, которые смогут знакомиться с шедеврами Эрмитажа «на месте» и слушать лекции сотрудников музея в лектории, так и для музейных работников, поскольку позволит им узнать, как преломляется увиденное и услышанное в музее в творчестве ребенка. Кстати, наряду с экспозициями из коллекций Государственного Эрмитажа, «Эрмитаж-Выборг» проводит и выставки работ учащихся художественной школы (К Новому Году, например, приурочена открытая в фойе музея выставка карнавальных масок, изготовленных детьми).

Сотрудники филиала организуют и локальные экспозиции (на местном материале). Так, с момента открытия музея (полтора года назад) выборжане смогли увидеть следующие выставки: «Великая Екатерина», «Восток и Запад. Искусство исламского мира» (обычно экспозиция из «Большого Эрмитажа» «гостит» по полгода), «Северная война. Взятие Выборга войсками Петра Первого».

Интернет сохранил памятные снимки церемонии открытия музея «Эрмитаж-Выборг», которая была очень торжественной. На открытии присутствовал губернатор Ленинградской области Валерий Павлович Сердюков. Он отметил важную роль таких городов Ленобласти, как Тихвин, Старая Ладога, Ивангород, крепость Копорье – они гораздо старше Петербурга и сыграли немаловажную роль в истории края. К подобным городам относится и Выборг. В.П. Сердюков подчеркнул, что хотя на создание филиала Эрмитажа в Выборге потребовалось значительное количество средств (230 млн. рублей ), Правительство Ленобласти сознательно пошло на такой шаг, несмотря на то, что экономическая ситуация в конце 2000-х была достаточно тяжелой - открытие центра - еще один вклад Ленобласти в социальную сферу, культуру и образование, прекрасная возможность для молодого поколения расширять горизонты знаний. «Эрмитаж-Выборг» оправдал надежды выборжан, став своего рода визитной карточкой города, «знаковым местом», таким же, как Выборгский замок, или парк Монрепо, или библиотека Алвара Аалто. В течение первого года работы музей посетило 20 тысяч человек.

В настоящее время в филиале «Эрмитаж-Выборг» развернута «Выставка итальянской живописи и скульптуры барокко 17-18 вв.» На ней экспонируется 25 картин и 34 скульптуры из фондов Государственного Эрмитажа. Государственный Эрмитаж располагает одной из самых значительных коллекций итальянской живописи в мире. Экспозиция открылась в сентябре 2011 года и продлится до конца марта 2012 года. Она приурочена к году Италии в России и России в Италии.

Объем газетной статьи не позволяет коснуться еще многих интересных моментов: рассказать, например, поподробнее о знаменитой скульптуре Лося (скульптор Юсси Мянтюнен, 1928 г.). Почему Лосю поставлен памят
ник? Существует красивая легенда, что лось спас людей от стаи волков, уведя зверей за собой, но при этом сам погиб. А вот уже современное «поверье»: Если ты приехал в Выборг, обязательно прикоснись к копытам выборгского Лося, тогда еще раз вернешься сюда – на сильных и здоровых ногах.



Не менее интересно и здание, рядом с которым красуется Лось. Это библиотека, построенная по проекту архитектора Алвара Аалто (1898-1976). Здание снаружи - ярчайший пример стиля «функционализм»; внутри, прежде всего, обращает на себя внимание извилистый деревянный потолок. Библиотека строилась с 1930 по 35 гг. Любопытная деталь: Аалто дорабатывал проект в 1934 году, когда жил какое-то время в Териоки (Зеленогорске).

Свою «историю» могли бы поведать помпезное здание Банка, ныне почти не использующееся по назначению, и бывшее здание почты, начальником которой был полковник Никлас Сим-берг, отец известного финского художника конца 19-на-чала 20 века Хуго Симберга. Но – «нельзя объять необъятное». Как-нибудь в другой раз. Хочется верить, что он обязательно наступит. Ведь Выборг того заслуживает.

В заключение автор хочет выразить свою благодарность выборгскому краеведу и историку А. А. Прокопенко и петербургскому искусствоведу Л. В. Суворовой, без помощи которых встреча с Выборгом – или бы не состоялась, или была бы уже совсем иной.


Татьяна МИХАЛКОВА


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.