Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

В самом центре парадной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, между Белым (позже Гербовым) и Большим Тронным (Георгиевским, по названию высшего военного ордена России) залами, рядом с Большой дворцовой церковью Спаса Нерукотворного Образа находится особое помещение. А. С. Пушкин описал его в стихотворении «Полководец» (1835), посвященном генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю де Толли:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата…
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью Двенадцатого года…


Эти строки - вдохновенное и точное описание всемирно известного пантеона русской воинской доблести, Военной галереи Зимнего дворца. Здесь находятся 332 портрета военачальников русской армии - тех, что с почтением и гордостью принято именовать генералами 1812 года.

Разразившаяся ровно 200 лет назад Отечественная война - центральное событие российской и европейской истории и политики первой четверти XIX века. Не менее значителен по своим последствиям и заграничный поход русской армии 1813-1814 годов, окончившийся торжественным вступлением в Париж, когда российский император на белом коне въехал во французскую столицу в качестве победителя.

Портреты Военной галереи написаны в 1819-1828 годах английским художником Джорджем Доу (1781-1829), специально для этого приглашенным в Россию, и его русскими помощниками Александром Васильевичем Поляковым и Василием Александровичем (Вильгельмом Августом) Голике. Они работали не только с натуры, но и по другим ранее выполненным портретам. Некоторые изображения генералов, погибших на полях сражений или ушедших из жизни уже после Отечественной войны, разыскать так и не удалось, или их просто не успели написать. Память о них сохраняется в галерее в виде рамок, затянутых зеленым шелком, с гравированными на золоченых дощечках чином, инициалами и фамилиями.

Первоначально помещение галереи было создано архитектором К. И. Росси в 1826 году. После катастрофического пожара в декабре 1837 года, когда от Зимнего дворца остались одни обгорелые стены (все портреты генералов спасли от огня солдаты гвардейских полков), галерея была заново создана в 1838-1839 годах по проекту архитектора В. П. Стасова. С тех пор она сохраняется практически в неизменном виде.

Под мастерскую Дж. Доу отвели обширное помещение в Шепелевском дворце (находился на месте Нового Эрмитажа). Здесь ему и позировали русские военачальники и многочисленные представители петербургского высшего света, включая самого императора Александра I. Справедливости ради отметим, что ни один русский художник ни в 1820-е годы, ни позднее таких великолепных условий для работы не имел…


Военная галерея Зимнего дворца. Акварель Э. П. Гау. 1862 год.


Кто становился генералами в ту историческую эпоху, когда для России не успевала окончиться одна война, как почти сразу же начиналась новая? Разумеется, по происхождению все они, за редчайшим исключением, были дворянами, хотя порой и весьма захудалыми, владевшими всего лишь каким-то десятком крепостных душ. Среди генералов - участников боев 1812-1813 годов только у одного в послужном списке значилось: «Из солдатских детей». Это был Федор Алексеевич Луков (1762-1813), погибший в сражении под Дрезденом на 37-м году непрерывной действительной военной службы. Но и не обремененные высокими связями дворяне, несмотря на привилегированное положение главного российского сословия, отнюдь не получали свои звания просто так, хотя во второй половине XVIII века в России и была распространена практика записи в списки полков еще детьми или даже младенцами. Так, Михаил Богданович Барклай де Толли (1757-1818) был записан в армейский Новотроицкий кирасирский полк в 10-летнем возрасте, действительную военную службу начал в 1776 году в Псковском карабинерном полку. Последовательно пройдя всю лестницу армейских офицерских чинов, участвуя в многочисленных сражениях с турками, шведами и поляками, звания генерал-майора он достиг только в 1799 году.

Сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что в русских военных школах и немногих существовавших тогда кадетских корпусах из тех, чьи портреты представлены в Военной галерее, образование получили всего 52 человека. Гораздо больше - 85 будущих генералов - начинали с нижних чинов в столичных гвардейских полках, служба в которых, правда, носила более придворный, нежели военный характер. Однако после перехода офицерами в армейские полки, постоянно маршировавшие с одних границ Российской империи на другие, их жизнь отнюдь не продолжала оставаться похожей на праздник. Командиры, а тем более все остальные младшие офицеры полка всегда находились рядом с солдатами, разделяя с ними и пищу, и отдых на биваках под открытым небом в любую погоду.

Соответственным поведению начальников было и отношение к ним подчиненных. Артиллерийский офицер Николай Евстафьевич Митаревский (в год нашествия Наполеона - 19-летний подпоручик), вспоминал о своем корпусном командире: «Генерал Дохтуров ехал тоже с небольшой свитой, обыкновенно в сюртуке и фуражке, а во время дождя - в черной косматой бурке. Он как-то раз расположился отдыхать подле самой дороги на ковре, под деревом. Не знаю, спал ли он или так лежал, но его сочли спящим. Все проходившие, как офицеры, так и солдаты, единодушно говорили: «Тише, тише, не шумите, Дохтуров спит - не разбудите». Если он не спал, то ему лестно было слышать такое общее к нему внимание. Правду сказать, все его любили за его кротость и доброту, а что он был храбрый и распорядительный генерал, это показали его действия в главнейших сражениях 1812 года».

Личным примером храбрости офицеры вдохновляли подчиненных на поле боя. Именно так в 1774 году, ведя свой батальон на штурм укрепленной крымской деревни Шумы, был тяжело ранен в голову и навсегда лишился правого глаза подполковник Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813). Карьеру военного он, единственный сын генерал-поручика, начал прапорщиком в 1761 году, после окончания Артиллерийско-инженерной школы. До получения чина генерал-майора ему пришлось служить ровно 30 лет.

Излишнее стремление под пули и ядра, иногда граничившее с безрассудством, у представителей генералитета, в общем-то, не одобрялось, поскольку выбытие командующего грозило расстройством рядов в самый критический момент во время сражения. Однако понятие об офицерской чести было более чем свято в те времена для каждой из противоборствующих сторон,- и вот типичный пример подобного отношения. 5 августа 1812 года в сражении за Смоленск был убит наповал 45-летний генерал-майор Антон Антонович Скалон, «французской нации из шляхетства, уроженец российский, принявший присягу на подданство». Подобно М. И. Кутузову, он также был сыном генерал-поручика. Тело генерала А. А. Скалона досталось французам, и они похоронили его на третий день внутри Королевского бастиона Смоленской крепости «в присутствии императора Наполеона, со всеми воинскими почестями». Могила с этой надписью до сих пор сохраняется в Смоленске на своем месте.

Издание воспоминаний о 1812 годе,
подготовленное Г. Г. Мартыновым (М., 2012).

Боевые русские генералы, благодаря беспримерному мужеству, героизму и стойкости,- наиболее заметные фигуры исторической эпохи 1800-1815 года, которую принято называть Наполеоновскими войнами. Император французов, покоривший почти всю Западную Европу, безусловно, был великим полководцем, и соперницами Франции в конце концов остались только Англия на море и Россия - на суше. Побежденный в России в 1812 году и в Германии в 1813 году, Наполеон в итоге потерпел полное поражение и в самой Франции.

В следующей статье мы вглядимся пристальнее в один из портретов Военной галереи - генерал-лейтенанта Павла Николаевича Чоглокова (1772-1832), имя которого неразрывно связано с Колтушами.


Г. Г. МАРТЫНОВ



[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.