Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

В новейшей истории Колтушской земле удивительно повезло. Здесь практически в полном объеме сохранились как финские, так и русские исторические топонимы, складывавшиеся веками. Многие ли задумывались над тем, например, что название деревни Орово происходит от финского слова «orava» — «белка» и что уже в 1727 г. его можно было найти (в форме «Орва») на карте Ингерманландии?

Финские топонимы, многие из которых появились еще в XVII веке, распространены по-прежнему повсеместно и на остальной территории Всеволожского района. Правда, объясняется это достаточно просто. Дело в том, что 14 октября 1920 г. между РСФСР и Финляндией был заключен Тартуский мирный договор, по одной из статей которого ингерманландским финнам гарантировалась культурная автономия. В то время их число действительно было очень велико. Так, по данным губернской переписи 1920 г., в Колтушской волости (территория которой отнюдь не совпадала с границами современного муниципального образования «Колтушское сельское поселение») финны составляли 6230 человек, или 81,76% всего населения. В 1926 г. в Колтушах был образован финский национальный сельский совет.

Как и два века назад, на современной карте п
о-прежнему можно найти такое вроде бы по-русски звучащее название, как деревня Коркино, которое трансформировалось из Korkkina (по-фински «korkki» — пробка). В корне топонима Токкари, возникшего, вероятно, еще до Северной войны, лежит финское же слово «tokka» — «стадо».

В состав Разметелевского сельского поселения входит сейчас деревня Вирки — финская Virkkilä, или просто «virka kylä» («казенная деревня»). Да и само Разметелево (первое упоминание относится к 1500 г. как деревни Размесово) — это некогда населенное финнами-ингерманландцами селение Rosmittala, почему и писалось еще в 1939 г. как Розмителево (тогда — деревня Новопустошского сельского совета); современная же форма названия окончательно утвердилась в середине ХХ в.

Главный же «идеологический» топоним, густой сетью по-прежнему покрывающий территорию современной России, в новейшей истории Колтушей мелькнул, пожалуй, лишь однажды, да и то по касательной. В 1927 г. эта территория вошла в состав Ленинского района (вновь образованной Ленинградской области), с центром в поселке Всеволожский. Но всего лишь три года спустя Ленинский район исчез навсегда, влившись в состав вновь сформированного обширного Ленинградского Пригородного района с райцентром в Ленинграде. Финских национальных советов было в этом районе 17.

В августе 1936 г. Ленинградский Пригородный район был расформирован, его территория поделена на четыре района — Красносельский, Парголовский, Слуцкий (затем Гатчинский) и Всеволожский. Все финские сельские советы были полностью ликвидированы в 1939 г., но исторические названия населенных пунктов, за редчайшим исключением, остались в неприкосновенности — в отличие от топонимического варварства, учиненного на остальной части Карельского перешейка, окончательно включенного в состав СССР после победоносного завершения Второй мировой войны.

От идеологического влияния в значительной степени оказались свободны даже названия колхозов, образованных на территории русского и финского Колтушских сельских советов в конце 20-х — первой половине 30-х гг. Согласно всеволожской районной газете «Большевистское слово» № 18 от 15 февраля 1938 г., в это время здесь существовало 18 колхозов, как финских, так и русских. В топонимическом плане их названия поделились ровно пополам.

Первая половина колхозов получила наименования в соответствии с населенными пунктами, в которых они находились: «Березовка», «Каннисты» (именно так! — Г. М.), «Хязельки», «Колтуши», «Вирки», «Токкари», «Колбино», «Коркино», «Бор».

Вторая половина имела названия, связанные со становлением социалистического государства: «Перелом», «Победа», «Коминтерн», «Уси-Элями» (в переводе с финского «Новая жизнь»), «Имени 7-го Съезда», «Имени 1-го Мая», «Имени Кирова», «Инто» (с финского «Энтузиазм»), «Правда».

Просуществовали колхозы не слишком долго. 15 января 1949 г. Леноблисполком принял решение о создании на базе подсобного хозяйства «Куйворы» крупного государственного агропромышленного предприятия — совхоза, с самого начала получившего название по территории местонахождения: «Всеволожский». Постепенно, в основном в течение следующего десятилетия, совхоз вобрал земли бывших колхозов, названия которых, таким образом, канули в Лету. Отметим дополнительно, что название деревни Куйворы происходит от финского слова «kuivaranta» — «сухой берег»; впервые это название (в форме «Кувере») было нанесено на карту Санкт-Петербургской губернии 1770 г.

В ХХ в. новых названий населенных пунктов на территории Колтушского сельсовета появилось всего два.

После кончины академика И. П. Павлова 27 февраля 1936 г. почти сразу же в газетных корреспонденциях стали писать: «В с. Павлово (бывш. Колтуши)…» (например, газета «Большевистское слово» № 11 от 24 октября 1936 г.).

Тем не менее, по сути, переименованием это не было — Колтуши по-прежнему сохранились на географической карте, деревней же Павлово стала называться лишь та часть территории, на которой к тому времени сформировался научный городок Института экспериментальной медицины, возглавлявшегося выдающимся русским ученым.

В 1949 г. деревня Сельцы, расположенная в 3 км от Павлово, была переименована в Воейково — в честь географа и путешественника, выдающегося климатолога А. И. Воейкова (1842—1916). Переименование было произведено в связи со 100-летием образования Главной геофизической обсерватории.

   

Перейдем к названиям улиц. В Колтушской волости они впервые появились в ХХ в., в связи со значительным развитием территорий некоторых относящихся к ней населенных пунктов. Судя по всему, названия улиц почти всегда формировались стихийно, в соответствии с их местонахождением, рельефом местности или расположением на них какого-либо значительного объекта.

Далеким воспоминанием о навсегда утраченной дворянской усадебной культуре звучат названия колтушских 1-й и 2-й Парковых улиц и Паркового проезда. Несомненно, с довоенных времен существуют такие топонимы, как Школьный переулок и Павловский проезд. Смысл их названий вряд ли нуждается в дополнительных пояснениях для любого местного жителя, так же как Колтушское, Воейковское или Мягловское шоссе.

Главная улица деревни Павлово названа в честь академика Константина Михайловича Быкова (1886—1959) — с обязательным ударением в фамилии на втором слоге. Он был первым директором объединенного Института физиологии им. И. П. Павлова, сделавшим очень многое: научный городок окончательно сформировался именно при К. М. Быкове, хотя задуманное ему удалось осуществить далеко не в полном объеме (см. нашу статью «Река времен» в газете «Колтуши» № 41 от 1 декабря 2011 г.).

Рельеф местности как нельзя лучше отражает Верхняя улица в деревне Старой, где сейчас активно ведется строительство многоэтажных жилых домов. Сама деревня Старая впервые обозначена на карте 1792 г.

Бережное отношение к собственной истории по-прежнему сохраняется в Колтушах. Последний топоним появился здесь в августе 2009 г. — это улица Генерала Чоглокова, которую образовали новые многоэтажные дома, возводимые «Колтушской строительной компанией» («КСК»). Улица названа в честь Павла Николаевича Чоглокова (1772—1832), участника Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии 1813—1814 гг., генерал-лейтенанта. В первой трети XIX в. он был владельцем Колтушской мызы, в 1820-е гг. избирался и предводителем дворянства Шлиссельбургского уезда.

Интересно отметить, что изначально улице предполагалось дать совсем другое имя, с местными историческими реалиями не связанное. По словам директора «КСК», академика Инженерной академии Санкт-Петербурга Сергея Владимировича Леонтенко, она должна была называться Морской, «так как в Колтушах проживает много семей моряков и подводников. Но после консультаций с администрацией волости было решено дать ей имя Генерала Чоглокова <…>. Сейчас многие дети недостаточно знают отечественную историю, и такой факт, как имя новой улицы в родном поселении, — хороший для них стимул интересоваться историей» (см. газету «Колтуши» № 27 от 31 августа 2009 г.).

В октябре 2011 г. улица Яблоневая в деревне Разметелево была переименована в улицу младшего сержанта Руслана Равильевича Туктарова (1980—2000), местного уроженца, погибшего при исполнении воинского долга (см. газету «Колтуши» № 35 от 28 октября 2011 г.).

На этом и стоит сейчас остановиться. В целом топонимика Колтушской земли за десять веков ее истории до сих пор еще фактически не исследовалась. Несомненно, она должна стать одной из ведущих тем, от изучения которой во многом зависит дальнейшее развитие местного краеведения.


Г. Г. МАРТЫНОВ


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.