Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

О Колтушах написано очень много - в историческом плане. Это и «Павловские Колтуши», и история Колтушской церкви, и история парков и бывшей помещичьей усадьбы. Неоднократно писала наша газета о Колтушах периода Великой Отечественной войны, а недавние публикации Адриана Селина раскрыли перед читателем еще одну страницу «неизведанных Колтушей». Тема эта представляется поистине неисчерпаемой. Я же хочу написать совсем о другом - о том, какими представлялись Колтуши ребенку, ребенку 50-60-х гг. прошлого столетия.

Я помню, что разделение «Колтуши» - «Павлово» существовало в моем сознании чисто условно: когда я говорила об Институте, где проводятся опыты над обезьянами и собаками и имеется питомник, я подразумевала Колтуши. Напротив же, деление «Колтуши» - деревня «Старая» было очень четким, и, проезжая на рейсовом автобусе из Ленинграда в Воейково, я всегда мысленно отмечала эту границу: это значило, что большая часть пути уже преодолена, и до родного Воейкова совсем недалеко.

По дороге меня «сопровождали» деревянные домики, тогда еще не старые или, во всяком случае, не казавшиеся такими. В те годы яркие краски - красная, желтая - для окраски сельских построек почти не использовались; преобладали зеленый, синий, серый и фиолетовый цвета, причем обычно не светлых, а темных оттенков. Огородики перед домами были ухожены, деревья плодоносили, но я не помню, чтобы было высажено столь много красивых цветов, как сейчас. Почти у каждого домика был непременный атрибут - собачья конура; псы были большие, серые и понурые, лаять на все проходящее и проезжающее мимо им явно надоело. Летом вдоль дороги, особенно в районе Янино, можно было встретить довольно много босоногих и чумазых, кое-как одетых ребятишек, в общем, с переездом ЗА Заневский пост как-то резко кончался город и начиналась деревня.

Я, однако, хотя и была в то время горожанкой, чувства к этой сельской местности испытывала самые нежные, и даже малоприятный запах, врывавшийся в раскрытое окно автобуса, когда мы проезжали Янино (здесь был свиноводческий совхоз), меня скорее радовал, чем огорчал. Я понимала, что еще немного, еще чуть-чуть, и я окажусь НА ЗЕМЛЕ, и стану такой же босоногой и чумазой: душа моя прикипела к Колтушским и Воейковским местам еще задолго до того, как мы перебрались туда насовсем.

Не буду описывать здесь наши летние детские забавы, скажу только, что в сельской местности их было предостаточно, и поэтому меня нисколько не удивляет, когда говорят что фантазия у деревенских ребятишек развита сильнее, чем у городских: ПРИРОДА способна дать гораздо больше, чем каменный капкан больших городов.

Павлово - тоже было городком, только совсем небольшим. Но здесь царил ДУХ ВЫСОКОЙ НАУКИ. Помню свое первое посещение музея-квартиры И.П. Павлова, мне было, наверное, лет десять, может, меньше. Самым ярким впечатлением стала … коллекция бабочек, которую собрал Иван Петрович. По-моему, она экспонировалась на веранде Павловского домика. Дело в том, что я тогда как раз увлекалась коллекционированием насекомых, собирала гусениц, «выводила» бабочек из куколок - в общем, я мечтала стать энтомологом. Интерьер Павловского музея так хорошо сохранился в моей детской памяти, что, оказавшись там снова, уже много лет спустя, я без труда «восстановила» все детали, дополнив их тем новым, что появилось в экспозиции.

Еще больше, чем музей, нравился мне парк рядом с ним. С пиететом смотрела я на бюсты выдающихся ученых, «выстроившиеся» перед зданием, как бы охраняя Павловские секреты. Любимой моей аллеей была лиственничная. В те времена Колтушское озеро не было еще таким ухоженным, как теперь, но все же «в сезон» народу на нем собиралось всегда много, однако гуляющие «вверх по горке» встречались нечасто, а я и в отрочестве любила бывать одна. Колтушский криминальный мир в годы моего детства не был еще столь развит и одинокие прогулки в тиши тенистых аллей представлялись вполне безопасными.

Я подходила к огромному вольеру. Если посчастливится, наблюдала, как служащие кормят больших, но ловких и расторопных человекообразных обезьян: обезьяны (их было двое) начинали беспокоиться, еще когда служитель только приближался к клетке, они высоко подпрыгивали или же забирались на решетку вольера, принимались ее нетерпеливо трясти, при этом издавали призывно-утробные звуки, невольно пугая совсем маленьких детишек, пришедших посмотреть на это «Павловское чудо» с родителями. Посетителям подкармливать обезьян строго запрещалось, однако, исключений из этого правила было предостаточно.
Мне нравились помимо больших обезьян еще и «обычные», маленькие, мартышки. В клетках, расположенных в ряд, и находившихся немного далее, за невысоким деревянным забором, можно было увидеть даже павианов и гамадрилов.

По другую сторону располагались клетки с собаками. Видимо, это были самые обычные собаки, поскольку КОНКРЕТНО ни одной особи я не запомнила: в памяти удерживается только что-то рыжее, снующее взад-вперед по клетке, лающее, скулящее, беспокойное. Только начинала я свой «обход» с первой клетки, сразу «поднимался» весь собачий ряд, передающий «лающую эстафету» друг другу по мере моего приближения. К сожалению, я не могу отделить в памяти эти более ранние, первые мои посещения «Павловского уголка» и наслоившиеся на них более поздние. Помню только, что вскоре «свободный проход» посторонних лиц был запрещен, и я направила свои стопы к другой павловско-колтушской достопримечательности, то бишь, бассейну с «золотыми рыбками».

Рыбки плавали легко и вольготно в небольшом пруду, неподалеку от памятника Ивану Петровичу Павлову работы скульптора Лишева. Я называла его не иначе как «памятник на горке», и все понимали, о чем идет речь. Это был не просто памятник Павлову вторым «героем», и героем полноправным была собака, так что правильно он назывался «Памятник Павлову с собакой».

Этот маленький «Павловский уголок» был для меня дорогим, трогательным миром моего детства, когда «поездка в Колтуши» воспринималась как событие, хоть и не столь большое, как поездка во Всеволожск, но тоже значимое.

В общем, если уж быть откровенной до конца, ни Колтушей, ни Павлова я в то время хорошо не знала. Но эти детские воспоминания-отрывки оказались тем не менее столь сильными, столь «живучими», что вот закрою сейчас глаза и вижу: стоит еще старая церковь Петра и Павла, то ли красноватого, то ли сероватого цвета, полуразрушенная; не сгорела пока «усадьба», и в барском доме работает амбулатория - там перевязывают мне окровавленный палец; дальше - иду в помещение почты - деревянное зданьице грязно зеленого цвета с расшатанным крылечком - посылаю телеграмму своей школьной подруге, в Абхазию, в поселок Леселидзе; вхожу в старый продуктовый магазин, там «выкинули» докторскую колбасу, селяне отовариваются по-крупному.

Вот я и у Колтушского озера, со мной - моя французская подруга Доменик (это уже позже, годы 70-ые). Берега озера поросли осокой. Доменик останавливается и просит: «Сфотографируй меня здесь». «Ну что ты», - возражаю я, - «пойдем дальше, есть места гораздо красивее, поднимемся выше, на горку залезем ..» «Нет, здесь», - упрямо твердит Доменик и хватает меня за руку: «Таня, ЧТО ЭТО? КАК это называется?» « Это … это, ну просто, говорит о том, что здесь водоем не чищен - он зарос; это ряска». Доменик (она преподает русский язык во Франции) достает блокнотик и записывает крупно, печатными буквами: «РЯСКА». «Как красиво!» - восклицает она. «А и впрямь красиво», - думаю я.

Уметь видеть красоту в обычном, не путать безобрАзное с безОбразным, доносить до сознания забывших то, что было когда-то дорого, и делать так, чтобы это дорогое ОСТАВАЛОСЬ дорогим -дело не столько трудное, сколько неблагодарное. Однако, люди занимаются этим испокон веков, значит, видимо, занятие это не столь уж бессмысленное.

Доменик уедет к себе во Францию с частичкой Колтушского озера в своем блокноте - и в своем сердце. Как-нибудь, во время урока русского языка, она возьмет записную книжку и увидит, что в ней загнут один уголочек. Откроет страничку. «Колтуши. Озеро. РЯСКА». И улыбнется тепло.


ТАТЬЯНА МИХАЛКОВА
Фото Ольги ЗАЧЕК


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.