Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

История есть единая неразрывная цепь событий. Прошлое, даже давно минувшее, связано с настоящим тысячами невидимых нитей. Сегодня, в период активной избирательной компании по выборам депутатов Государственной Думы VI созыва и депутатов Законодательного собрания Ленинградской области, уместно будет вспомнить о том, когда впервые в России возникла и каким образом развивалась система выборных должностей.

В последней трети XVIII века российская императрица Екатерина II, по примеру других государей Европы, проводила свою внутреннюю политику в соответствии с идеями «просвещенного абсолютизма». Сущность этой политики заключалась в осуществлении реформ, в результате которых, при сохранении абсолютной воли Верховной власти и неукоснительного соблюдения «государственной пользы», жизнь страны оказалась бы преобразована на новых, разумных началах - для всеобщего благоденствия подданных. Идеи Просвещения вдохновлялись великими французскими философами, прежде всего, Вольтером и Дидро, с которыми Екатерина II состояла в постоянной переписке. В 1773-1774 гг. Дидро даже посетил Петербург.

Изначально выборные должности в России были представлены уездными предводителями дворянства, господствующего российского сословия.

Сословия - это социальные группы, занимавшие определенное положение в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, которые передавались по наследству и были закреплены в законе. В докапиталистическом обществе сословия являлись опорой государственного устройства в большинстве европейских стран.

В Российской империи сословное деление, соответствующее преобразованиям во внутренней политике, проводившейся со времени Петра I, утвердилось к началу 1760-х г г. Различались четыре главных сословия: дворянство, духовенство, городское население, сельское население. Внутри них были свои градации.

Так, дворяне делились на потомственных и личных, то есть таких, дворянское достоинство которых приобреталось с производством в соответствующий чин по «Табели о рангах», введенной в России в 1722 г. и состоявшей из XIV классов. На протяжении XVIII века лица недворянского происхождения, служившие по гражданской части, получали право на личное дворянство с производством уже в чин XIV класса (коллежский регистратор), на потомственное дворянство -с чином VIII класса (коллежский асессор). Для военных право на потомственное дворянство давал уже чин XIV класса (прапорщик). В исключительных случаях личное дворянство могло быть высочайше пожаловано за особые заслуги. По наследству достоинство личного дворянина не передавалось.

Окончательное оформление сословий в России потребовало составления законов, в которых было бы четко сформулировано их положение. Без этого полноценные сословия в любом государстве попросту не могли существовать.

К началу 1760-х гг. экономическому положению страны перестала соответствовать и жестко централизованная система государственного управления, выстроенная также при Петре I. К тому же 23 губернии, огромные по площади, не имея приемлемых путей сообщения, управлялись настолько плохо, что о точном числе российских городов толком не знали и сами сенаторы. «Даже карты всей Империи Сенат от основания своего не имел,- записала Екатерина II в дневнике в первые месяцы царствования.- Я, быв в Сенате, послала пять рублей в Академию наук через реку от Сената и купленный там… печатный атлас в тот же час подарила Сенату».

Впервые в российских законодательных актах уездные предводители дворянства упомянуты в высочайшем манифесте «Об учреждении в Москве Комиссии для сочинения проекта нового Уложенья, и о выборе в оную депутатов» от 14 декабря 1766 г. (здесь и далее все даты в статье указаны по старому стилю). Комиссия созывалась для подготовки нового всеобъемлющего законодательства Российской империи и должна была состоять из выборных депутатов от всех сословий, а также от центральных государственных учреждений.

Дворянскому сословию от каждого уезда предписывалось выбрать по одному депутату. «Таков же требуется во всем и предводитель дворянский в каждом уезде»,- говорилось в манифесте. Он и должен был непосредственно руководить этими выборами.

К кандидатам на ту и другую должность предъявлялись следующие требования: «1) действительно имением своим в том уезде владеющий; 2) ни в каких штрафах, подозрениях и явных пороках не бывалый; 3) честного и незазорного поведения; 4) служащий или не служащий, какого бы то звания и чина не был».



Срок полномочий депутатов и предводителей был назначен в два года. Незадолго до его истечения Екатерина II в мае 1768 г. издала указ о возобновлении выборов «по точному обряду… выше… упомянутого». В 1771 г. императрица повелела избирать уездных предводителей дворянства каждые два года, не дожидаясь особых на то указов.

В «Уложенной комиссии», отдельные комитеты которой просуществовали до 1773 г., депутаты от дворянства выступили с многочисленными призывами передать в руки представителей их сословия управление на местах.

Решающим действием екатерининского царствования во внутренней политике стала губернская реформа, проведенная на основе «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Первую часть этого законодательного акта императрица подписала 7 ноября 1775 г. В ходе реформы было осуществлено полное переустройство системы государственного управления на основе создания новых по типу учреждений и новых полномочий местных властей.

Отныне административно-территориальное деление было проведено таким образом, чтобы в губернии проживало 300-400 тысяч, а в уезде - 20-30 тысяч душ мужского пола. Никакие национальные, исторические или экономические особенности во внимание не принимались. В итоге постепенно к концу XVIII века было создано, или, как тогда говорили, «открыто», 50 губерний.

Каждые три года в зимний период все дворяне уезда, составлявшие теперь единое «дворянское общество», должны были съезжаться для избрания из своей среды местных должностных лиц: капитан-исправника (возглавлявшего уездную полицию), предводителя и заседателей в различные местные учреждения -суды и палаты.

Помощник предводителя, в случае необходимости принимавший на себя его обязанности, назывался «кандидат».

Таким образом, через своих выборных представителей дворянство получило возможность управлять всеми делами уезда - в его руках полностью сосредоточивалась местная полицейская, административная и судебная власть.

При этом стоит отметить, что в выражении «полицейское государство» в XVIII веке ничего предосудительного не было. Этот термин означал всего лишь такое государственное устройство, при котором просвещенный правитель (монарх), по словам современного историка екатерининского царствования Д. Гриффитса, «заботится о благосостоянии подданных и стремится создать его путем активного вмешательства в их повседневную жизнь». Сама же полиция «есть душа гражданства», как отметил еще Петр I, государственная мудрость которого была отражена в свое время даже на денежных знаках Российской империи.

Из числа уездных предводителей дворянства следовало избирать губернских предводителей. Они считались в губерниях вторыми лицами после губернаторов. Несколько губерний объединялись в наместничества под началом генерал-губернаторов.


Г. МАРТЫНОВ
(Продолжение в след. номере)


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.