Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

В Арапском зале Зимнего дворца действует выставка "Русские художественные лаки XVIII - XX веков", демонстрирующая более двухсот предметов из уникальной коллекции художественных лаков Государственного Эрмитажа. На ней представлены разнообразные изделия - от мебели до украшений, - исполненные мастерами Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Нижнего Тагила, а также Жостова, Федоскина, Палеха, Мстёры и Холуя.

В XVIII веке лаковые изделия были завезены в Московское государство из Китая: под влиянием моды на дальневосточные редкости русские мастера создавали декоративные росписи предметов и интерьеров "хинским письмом", т.е. в восточном стиле. Наиболее ранний предмет на выставке - набор для умывания первой четверти XVIII века: он выполнен из папье-маше, расписан маслом и покрыт лаком.

 

В Петербурге в XVIII веке искусством лаковой росписи славились Иван доров, Федор Власов. Заметный след в лаковом деле оставил также Я.Е. Ла-бутин, который в середине следующего века усовершенствовал технику лаковой живописи по металлу: созданные им подносы отличались особой чистотой отделки и великолепной цветочной росписью.

Другим центром изготовления художественных лаков с конца XVIII века стала Москва и ее округа. В селе Данилково (ныне Федоскино) купец П.И. Коробов организовал первую фабрику по производству лаковых табакерок из папье-маше. Под управлением его преемника П.В. Лукутина на фабрике были разработаны разнообразные техники лаковой росписи, среди которых особенной популярностью пользовались "хитроумные" золоченые орнаменты и живописная миниатюра, повторявшая произведения европейских и отечественных мастеров. Лукутинские лаки: футляры для карт, очешники, альбомы, пасхальные яйца - были высоко оценены на всероссийских и международных выставках, а фабрика получила право ставить именное клеймо под двуглавым орлом.

На выставке можно также увидеть изделия другой подмосковной фабрики из села Жостово, принадлежавшей семье Вишняковых: шкатулки и подносы, изготовленные из папье-маше и жести, украшенные характерными цветочными узорами и букетами. Московское предприятие А.И. Аустена представлено чернолаковыми табакерками и коробочками с портретами исторических персон, выполненными в латунном оттиске с медалей.



Большой вклад в развитие искусства художественных лаков внесли уральские мастерские, возникшие при металлургических центрах. Самым известным стал Нижний Тагил, где производили жестяные подносы с декоративной сюжетной и цветочной росписью. Особое внимание стоит обратить на редкие экземпляры уральской фабрики А.Ф. Турчанинова - медную и железную посуду с декоративными узорами и эмалевой росписью, которая вошла в быт русской аристократии середины XVIII века.

В 1920–1930-е годы к изготовлению лаковых изделий обратились мастера из старинных иконописных сел Палеха, Мстеры, Холуя. Палехскую миниатюру отличает жанровые сюжеты, изящное письмо и золоченый орнамент, выработанный основателем школы, потомственным иконописцем И.И. Голиковым. Холуйские мастера значительное внимание уделяли фольклорным, былинным и эпическим темам - это подтверждают экспонируемые работы Н. Денисова и Н. Бабурина. Миниатюристы Мстеры работали в светло-голубой и зеленой гамме, отражая в тематике росписей жизнь и быт современников (Брошка работы А. Широкова).


Кураторы выставки
И.Н. Уханова, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа,
и М.Н. Косарева, старший научный сотрудник отдела.


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.