|
В
Арапском зале Зимнего дворца действует выставка "Русские художественные
лаки XVIII - XX веков", демонстрирующая более двухсот предметов из
уникальной коллекции художественных лаков Государственного Эрмитажа. На
ней представлены разнообразные изделия - от мебели до украшений, -
исполненные мастерами Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы, Нижнего
Тагила, а также Жостова, Федоскина, Палеха, Мстёры и Холуя.
В
XVIII веке лаковые изделия были завезены в Московское государство из
Китая: под влиянием моды на дальневосточные редкости русские мастера
создавали декоративные росписи предметов и интерьеров "хинским
письмом", т.е. в восточном стиле. Наиболее ранний предмет на выставке -
набор для умывания первой четверти XVIII века: он выполнен из
папье-маше, расписан маслом и покрыт лаком.
В
Петербурге в XVIII веке искусством лаковой росписи славились Иван
доров, Федор Власов. Заметный след в лаковом деле оставил также Я.Е.
Ла-бутин, который в середине следующего века усовершенствовал технику
лаковой живописи по металлу: созданные им подносы отличались особой
чистотой отделки и великолепной цветочной росписью.
Другим
центром изготовления художественных лаков с конца XVIII века стала
Москва и ее округа. В селе Данилково (ныне Федоскино) купец П.И.
Коробов организовал первую фабрику по производству лаковых табакерок из
папье-маше. Под управлением его преемника П.В. Лукутина на фабрике были
разработаны разнообразные техники лаковой росписи, среди которых
особенной популярностью пользовались "хитроумные" золоченые орнаменты и
живописная миниатюра, повторявшая произведения европейских и
отечественных мастеров. Лукутинские лаки: футляры для карт, очешники,
альбомы, пасхальные яйца - были высоко оценены на всероссийских и
международных выставках, а фабрика получила право ставить именное
клеймо под двуглавым орлом.
На выставке можно также увидеть
изделия другой подмосковной фабрики из села Жостово, принадлежавшей
семье Вишняковых: шкатулки и подносы, изготовленные из папье-маше и
жести, украшенные характерными цветочными узорами и букетами.
Московское предприятие А.И. Аустена представлено чернолаковыми
табакерками и коробочками с портретами исторических персон,
выполненными в латунном оттиске с медалей.
Большой
вклад в развитие искусства художественных лаков внесли уральские
мастерские, возникшие при металлургических центрах. Самым известным
стал Нижний Тагил, где производили жестяные подносы с декоративной
сюжетной и цветочной росписью. Особое внимание стоит обратить на редкие
экземпляры уральской фабрики А.Ф. Турчанинова - медную и железную
посуду с декоративными узорами и эмалевой росписью, которая вошла в быт
русской аристократии середины XVIII века.
В 1920–1930-е годы к
изготовлению лаковых изделий обратились мастера из старинных
иконописных сел Палеха, Мстеры, Холуя. Палехскую миниатюру отличает
жанровые сюжеты, изящное письмо и золоченый орнамент, выработанный
основателем школы, потомственным иконописцем И.И. Голиковым. Холуйские
мастера значительное внимание уделяли фольклорным, былинным и эпическим
темам - это подтверждают экспонируемые работы Н. Денисова и Н.
Бабурина. Миниатюристы Мстеры работали в светло-голубой и зеленой
гамме, отражая в тематике росписей жизнь и быт современников (Брошка
работы А. Широкова).
Кураторы выставки И.Н. Уханова, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, и М.Н. Косарева, старший научный сотрудник отдела.
[к содержанию номера]
|