Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

Русская народная культура – такая, как мы ее знаем, складывалась многими столетиями, по мере расселения народа на той территории, на которой он сейчас обитает, по мере включения в себя разных неславянских племен – финских, тюркских, многих иных, определить которые сейчас не в силах уже и ученые. Примерно тысячу лет назад в древней русской культуре появился важный и мощный фактор -христианство, воспринятое князем Владимиром из Византии. В течение сравнительно небольшого срока – ученые оценивают его в несколько десятилетий, может быть столетие – христианство распространилось по всей территории, подвластной древнерусским князьям, и уже к концу XI века все жители Руси считали себя православными христианами.

Но христианская церковь, как на Руси, так и в Византии, и на Западе Европы не охватывала, да и не могла охватить все сферы культурной жизни древнерусского общества. Придя на Русь в острую эпоху становления молодого государства, формирования городской культуры, христианство стало лишь важнейшим элементом повседневной жизни – важнейшим, но не единственным. Запросы нового древнерусского общества, особенно той его части, которая поселилась во вновь городах, были разнообразны чрезвычайно.

Яркий пример этого – распространение на Руси светской музыки. Она появляется здесь за десятилетия до принятия христианства. Археологи нашли в древнейших культурных слоях округи Ладоги и Новгорода элементы высокой музыкальной культуры уже начиная с IX века – примерно со времени призвания Рюрика.

Небольшая, изготовленная из прибалтийского янтаря, подставка для струн, натянутых на лиру была найдена на территории «предшественника» Ладоги – городища Любша, на правом берегу Волхова. Из этого инструмента извлекали звук средневековые музыканты как раз в годы «призвания варягов». Скорее всего, они приехали из Западной Европы туда, где строилась новая держава на пути из Балтики на Арабский Восток.

Ладога была первым городом, возникшим на Русском Северо-Западе. Только в середине Х века, при княгине Ольге, в истоках Волхова возник Новгород Великий. Новгород был уникален тем, что одновременно с крепостью-Детинцем в очень короткий срок было выстроено множество боярских усадеб, каждая из которых имела связь с теми или иным сельским районам. Кажется, единовременно в одно место была сселена (насильственно или на добровольной основе – этого мы не узнаем) вся местная знать Северо-Запада. Именно боярские роды Новгорода, предки которых еще в дохристианскую эпоху поселились в городе, будут еще полтысячелетия господствовать на огромной Н
овгородской земле.

Эти бояре были подлинной элитой того времени. Именно их культурные запросы определяли облик древнерусской городской культуры. И вот, в самых ранних слоях Новгорода были обнаружены остатки древнерусского музыкального инструмента – гудка.

Иногда нам кажется, что гудок происходит от слова «гудеть», то есть это что-то вроде своеобразной 
. Однако такое мнение ошибочно: гудок – это струнный музыкальный инструмент с грушевидным корпусом и со смычком, а «гудошники» - древнерусские музыканты – были почти что скрипачами. Самое интересное, что тогда, в середине X века Европа смычка еще не знала. Он возник на Востоке, то ли в Арабских странах, то ли в Византии, примерно столетием раньше. В Европе же смычки зазвучали только в XI веке, попав туда через арабскую Испанию, позднее распространившись по Франции, Англии, Германии.

Бродяги-викинги, чья роль в формировании древнерусской культуры неоспорима, в IX-X веках пересекали Восточную Европу, стремясь к личному обогащению, насыщая Европу арабским серебром, а Арабские страны – мехами и красавицами из Восточной Европы, поступая на военную службу к византийским царям и другим правителям. Видимо именно таким путем в самый ранний Новгород попали и смычковые инструменты. Были ли первые музыканты в Новгороде свободными людьми, или их, в рабских ошейниках, викинги привезли из своих дальних странствий, можно сказать лишь то, что первой аудиторией этих музыкантов были новгородские бояре.

Гудок и гудошники полюбились в Новгороде. Скоро смычки заиграли не только в боярских усадьбах, но и в домах простых новгородцев. В XIV веке гудки появляются и во Пскове, и (кто знает?), возможно, и повсеместно в Новгородской земле. Светская музыка звучала до падения новгородской независимости свободно и широко, не будучи под запретом, как и все уместное и невульгарное.

Отрицательное отношение к «гудошникам» и скоморохам мы встречаем только после прихода на Северо-Запад новой московской власти, с конца XV века, и особенно – с середины XVI. XVI век был временем религиозного напряжения не только на Руси, но и в Европе. И здесь и там противостояние Церкви и ересей достигло напряжения к концу столетия. И одним из объектов церковной критики стали и светские развлечения. С середины XVI века они постепенно стали уходить из городской культуры. К тому времени и новгородское боярство растворилось среди новой московской элиты. Примечательно, что дольше всего светские увеселения продержались на царском дворе, но и оттуда их «вымела» Смута начала XVII века.

Но гудок, появившийся на заре русской истории, «выжил» в деревне. Здесь светская музыка никогда не исчезала. Уверен, что и в округе Колтушей, и в древнерусскую эпоху, и при Иване Грозном, и даже в тяжелые годы Смуты, и позднее – под шведской властью, в деревнях умельцы исполняли смычками на своих гудках веселые плясовые мотивы. Когда уже в XIX веке русские ученые и композиторы стали лихорадочно разыскивать сохранившиеся элементы народной культуры, они буквально «ухватили за хвост» древнерусский гудок. Действующего инструмента им найти не удалось, но последнего псковского «гудошника», владевшего искусством игры они зарисовали. Только археологические раскопки Новгорода, развернувшиеся в ХХ столетии смогли показать многообразие культуры, в том числе и музыкальной, населения средневековой Руси и позволили реконструировать древнерусский гудок, пришедший к нам с Востока еще до принятия христианства и укоренившийся в культуре.


[к содержанию номера]
  © АНО «Редкация газеты «Колтуши».
© Дизайн и поддержка — студия Лекс Имидж, ГК 
«Лекс Медиа», 2007.