Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив || Фото || Видео || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

Сколько людей мечтают о всемирной славе, а остаются обыкновенными «гражданами» с ни чем не примечательной биографией! У этого человека всё наоборот.

Историю питерского 43-летнего математика Григория ПЕРЕЛЬМАНА, сумевшего доказать гипотезу ПУАНКАРЕ, журналисты обсуждали не одну неделю. Звонили, выслеживали, донимали соседей, бывших коллег и учителей. Теперь, когда шумиха немного улеглась, мы решили поговорить об этом в спокойной обстановке, без микрофонов и телекамер.

О лауреате престижной международной премии нам рассказал колтушанин Сергей КИСЛЯКОВ, который возглавляет Санкт-Петербургское отделение Математического института им. В.А.СТЕКЛОВА.

- Сергей Витальевич, вас, наверное, уже достали журналисты?

- В какой-то мере. Хотя пока не до такой степени, как самого Перельмана. В марте, когда Математический институт Клэя объявил о присуждении ему этой премии, я за один день дал 12 или 13 интервью разным газетам и телеканалам. И, понимаете, все думают, что я смогу много чего рассказать.

То есть, с одной стороны, вроде бы логично - если до самого лауреата никак не добраться, то нужно обращаться к руководству института, в котором он работал. Но у меня полезных сведений не так уж много...

- Даже как-то неловко снова задавать вопросы, на которые Вы уже ответили не один раз... Давайте так: а про что спрашивали больше всего?

- Ну, вот приходят ко мне телевизионщики и говорят: а покажите нам стол, за которым сидел Перельман. Сначала я водил их в ту лабораторию, где он работал, на другой этаж, и они там снимали какие-то столы. Я, честно говоря, даже не знаю, сохранился ли тот самый настоящий перельмановский стол. Мы ведь работали в разных лабораториях. Ну, а потом мне надоело, и я говорю: ребята, снимайте что-нибудь, что стоит тут: всё равно они все одинаковые. И журналисты, кстати, соглашались.

- Ну, давайте всё-таки поговорим про самого Перельмана...

- Вы, наверное, хотите спросить что-нибудь вроде «А что за человек Перельман»?

- Ну, в общем, да... Но вижу, что я не оригинален.

- Видите ли... Мы были знакомы поверхностно. Встречались, конечно, время от времени. Повторяю: мы работали в разных лабораториях и занимались разными направлениями. Я специалист по анализу он - по геометрии.

- Ну, хорошо, но он, наверное, был действительно выдающимся специалистом?

- Разумеется. Даже на фоне очень высокого общего уровня сотрудников ПОМИ.

- Но ведь круг математиков, как, в общем-то, и многих специалистов, достаточно узок. Может быть, вы помните Перельмана в студенческие годы? Или в аспирантские?

- Я закончил университет гораздо раньше него и аспирантуру тоже. Если вам интересна его биография, то лучше залезть в Интернет. Там её можно найти во многих источниках. Кроме того, о нём даже вышла какая-то книга, но она вроде как основана на интервью с его учителями, друзьями, ещё кем-то, но не с ним самим.

- Можно ли говорить о том, что Перельман получил классическое петербургское математическое образование?

- Разумеется. Он закончил 239-ю школу, а в Питере есть только 3 по-настоящему сильные математические школы: 30-я, 45-й интернат (та, которая сейчас называется Академическая гимназия) и 239-я. Практически все талантливые питерские математики закончили именно их. Ну, и, конечно, Матмех. В общем, его путь вполне типичен для людей его круга и его способностей.

- Не сомневаюсь, что этот вопрос Вам уже задавали мои коллеги, но всё же: почему столько шумихи вокруг этой гипотезы, которую удалось доказать Перельману?

- Григорию Перельману уда-лосьто, что никак не получалось у многих его предшественников. Гипотеза была высказана известным французским математиком Жюлем Анри Пуанкаре ещё в самом началеХХ века. Она звучит так: всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере. Я, конечно, понимаю, что для многих это просто набор непонятных слов. Но на самом деле, Перельман доказал некое более общее утверждение о структуре трёхмерных многообразий, и это -настоящий прорыв. Кроме того, для решения проблемы он разработал оригинальный и неожиданный метод, который, очень вероятно, найдёт и другие применения.

- То есть, премию дали заслуженно?

- В это сомнений быть не может.

- Если я не ошибаюсь, Перельман опубликовал свою работу в Интернете. В таком виде её можно считать официальным документом? Ведь Интернет - это, по сути, помойка, где каждую секунду кто-то что-нибудь печатает. Другое дело - авторитетные математические журналы, один из которых вы, кстати, редактируете...

- Интернет давно уже стал вполне авторитетным источником информации. Просто нужно знать те сайты, которым можно доверять. Как раз на одном из таких порталов он и опубликовал своё доказательство гипотезы Пуанкаре. Вообще-то в математическом сообществе принято выкладывать работы в Интернете сразу по написании. Другое дело, что большинство авторов затем публикуют их в рецензируемых журналах - это считается «знаком качества». Перельман же не хотел отвлекаться на такие вещи в принципе. В его случае «официальная» публикация в конце концов состоялась, но это сделали другие. Эти люди, замечу, претендовали только на изложение, но никак не на авторство, которое полностью принадлежит Перельману.

- А как Вы можете объяснить уход Перельмана из ПОМИ?

- Кстати, не только из ПОМИ. но и вообще из математики. Это, опять же, вопрос не ко мне.

а к нему самому. Такое иногда происходит с теми, кого называют гениями. Может быть, они рассуждают так: мол, достигли каких-то больших высот, и дальше становится неинтересно. А, может слава сильно тяготит их, ведь она кардинально меняет привычный уклад жизни. Таких случаев довольно много, и не только в математике. Например, американский писатель Джером Сэлинджер после публикации своего романа «Над пропастью во ржи», который стал бестселлером едва ли не во всём мире, сделался затворником и не общался с журналистами до конца жизни. Ну, только однажды дал интервью какой-то школьнице. Возможно, такие же мотивы и у Григория Перельмана. Не всем легко быть публичными людьми.

- Мне кажется, немного странно сравнивать его с Сэлинджером. Ведь если литератор становится известным, он часто превращается в богемного персонажа, а математиков, попавших в светскую хронику, я что-то не припомню...

- На самом деле, математику очень часто сопоставляют с литературой и, прежде всего, с поэзией. Вы будете писать хорошие стихи только если у вас есть талант. Так же и в математике. Даже если вы получите хорошее образование, это не значит, что из вас выйдет выдающийся учёный. Эти способности проявляются в детстве. Перельман, кстати, ещё школьником завоевал золотую медаль на Международной математической олимпиаде. Как мы видим, он оказался исключительно способным не только в решении олимпиадных задач.

- Вам, наверное, часто приходилось слышать такое мнение: ну, хорошо, не нужен ему миллион, но пусть отдаст кому-нибудь другому: в фонд какой-нибудь благотворительный, институту вашему, друзьям, в конце концов...

- Приходилось, и не только от журналистов. На это могу ответить одно: деньги перечисляются лауреату лично, и распоряжаться ими может только он. Если он от них отказывается, то распорядиться ими сможет исключительно Институт Клэя. А что касается друзей... Вопрос, опять же, не ко мне. Вы не думали, что в принятии награды есть заведомо и много отрицательных моментов для того, кто её принимает? Чаще всего люди их игнорируют, считая, что поло-жительные моменты существеннее. Но вы только представьте, что вам достался миллион долларов. Это резко изменит вашу жизнь, и не обязательно во всех отношениях к лучшему.

- Вас самому интересно было бы пообщаться с Пе-рельманом сейчас, после того, как весь мир обсуждает его открытие? Вы не пытались до него дозвониться, чтобы его хотя бы поздравить?

- С умным человеком общаться всегда интересно. Но если он сам этого не хочет, то зачем навязываться? Я не пробовал ему звонить. А вот что касается журналистов.. . Вообще, я всегда относился к ним нормально. Но когда я узнаю, что они врываются с камерой к Перельману в квартиру, караулят его на улице, чуть ли не в окно влезть пытаются, это, если честно, выводит меня из себя. Это называется -цель оправдывает средства.

- Перельман и раньше был за творником ?

- Был ли он затворником, я не знаю, но друзей у него немного. Я знаю нескольких человек, которые с ним и сейчас общаются. А сам он живёт где-то в Купчино, в типовой многоэтажке. Но мне бы хотелось дать совет журналистам: отстаньте вы от человека. Охота на него ни к чему не приведёт. По крайней мере, из подполья это его точно не выведет.

- Если вдруг однажды лауреат сам решит вернуться в ПОМИ, вы возьмёте его обратно?

- Об этом я говорил неоднократно и могу подтвердить сейчас: возьмём, как только он изъявит желание.

- Последний вопрос: доказывает ли явление Перельмана то, что отечественную науку ещё рано хоронить?

- Видители, Григорий Яковлевич сложился как математик скорее до самых трудных для отечественной науки лет, когда многие её выдающиеся представители уехали работать за границу. Кстати, и сам Перельман несколько лет проработал в США, но потом вернулся. Последнее время ситуация в российской науке несколько улучшилась - прежде всего, благодаря более достойной, но всё ещё недостаточной оплате труда учёного. По моим ощущениям, российские математики (и. в частности, институт, которым я руковожу) за последние годы практически восстановили прежний потенциал. Пришли новые молодые талантливые учёные, которые хотят жить и работать именно здесь.

Главное, что в тяжёлые годы была сохранена научная среда. В том числе и в Колтушах.

Родион МАРИНИЧЕВ
ФОТО: ВЕСТИ.РУ


[к содержанию номера]
Авторские права  |   Разработка сайта - LeksImage  |
Copyright © 2007-2010 АНО "Редакция газеты "Колтуши".