|
99% существующих муниципальных сайтов - простые справочники.
"Каким
должен быть идеальный муниципальный сайт?" - хороший вопрос, на который
человек, разбирающийся в интернет-технологиях и в том, как живут люди в
российских деревнях и посёлках, ответит вам без особых проблем.
И
главная мысль, которую в своём ответе постарается донести до вас
человек знающий, будет звучать так: 99% всех сайтов регионов, городов и
посёлков - выступают в роли справочного издания "Кто? Где? Когда?" и
часто не соответствуют ожиданиям жителей этих мест. А всё потому, что у
нас на официальных ресурсах не принято писать о реальных проблемах,
реальных, а не бумажных планах, не принято посвящать людей в
хитросплетения муниципальной работы - вместо этого перед вами
предстанет череда непонятных документов, которые будет читать только
юрист или экономист, и отчёты с праздничных мероприятий.
Вот и
выходит, что в традициях российской управленческой методики -
глобальные потёмкинские деревни, выплеснувшиеся на страницы всемирной
паутины.
В крупнейшем статистическом ресурсе рунета - портале
liveinternet.ru - в разделе "Города и регионы" числится 5671 сайт. Из
них примерно половина - это газеты и другие СМИ. И лишь около 3 тысяч
сайтов посвящено именно населенным пунктам. Это при том, что на 1
января 2010 года в России статус города имеют 1095 населённых пунктов и
ещё 155 288 - статус сельских и деревенских. Конечно, 3000 сайтов - это
лишь среди тех, кто вошёл каталог. Есть и другие.
По данным на
март 2010 года, среди сайтов рунета. посвященных городам и поселкам
России, самые активные и посещаемые - нет, не московские и не
питерские, -а екатеринбургские и новосибирские сайты. Москва занимает в
этом списке лишь 20-ое место, её обогнали даже Владивосток (5-ое
место). Нижний Новгород (7-ое место) и Челябинск(17-ое место).
Ленинградская область занимает в этом списке 78-ое место, где-то между
Уфой и ещё одним сайтом о Екатеринбурге.
ЧЕСТНОСТЬ И ОПЕРАТИВНОСТЬ
Муниципальным сайтам не хватает двух главных вещей - честности и оперативности.
Что
касается честности. Возьмём для примера деревню Неизвестную Безымянной
области. Даже если власти с осени знают, что с наступлением зимы
котельная не выдержит нагрузки - они об этом конечно же умолчат, а не
напишут на сайте "Запасайтесь дровами, они вам не помешают". Или
наоборот, другая российская беда, в этом году сопоставимая с началом
зимы - весна и таяние снега. Вы где-нибудь видели официальное
объявление о том. чтобы запасаться сапогами и резиновыми лодками? Нет?
А придётся. Хотя, конечно же, хорошая муниципальная власть не
допускает ни первого, ни второго. Так что Колтушам вроде по этому
поводу переживать не приходится.
Ну а теперь об оперативности.
Что рядовому жителю может быть интересно на сайте, посвященном его
маленькой деревне? Конечно же, что и когда произойдёт - где праздник,
где школьный концерт, а где выставка в ДК. Но вместо заблаговременной
информации почти на любом муниципальном сайте вы встретите лишь отчёты
о том, что уже прошло. И здесь проблемы даже не в сайтах, а в
российских привычках - всё делать в последний момент. Здесь всем нам
можно было бы поучиться у северных соседей. Зайдите на сайт любой
шведской деревни, где живёт в 5 раз меньше человек, чем в Колтушах: вы
уже сейчас найдёте на деревенском сайте точный план празднования Дня
Флага Швеции 6 июня; или на сайт какого-нибудь финского городка - там
уже в конце весны есть расписание праздничных гуляний на День сельди 2
октября. И поверьте опыту бывалого путешественника: если финны или
шведы назначили что-нибудь на 10.15 утра через 4, 5 или даже 7 месяцев
- это начнётся именно в указанное время и обозначенный день. Без шуток.
А
без этих двух составляющих - честности и оперативности - мы имеем то,
что имеем, а именно – муниципальные сайты с ежедневным количеством
посещений, равным количеству компьютеров в администрации, или и того
меньше. И с новостями, которые порой обновляются один раз в год. А то и
не обновляются вовсе с момента создания сайта.
КТО ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ?
Самое
грустное при рассмотрении того, чем занимаются муниципальные сайты -
это тот разрыв между аудиторией и официальными лицами, который
увеличивается, без преувеличения, каждый месяц.
Ни для кого не
секрет, что с середины прошлого века и до сих пор действует временная
нисходящая цепочка: то, что происходит в США сейчас, - через 7-10 лет
дойдёт до Европы, а ещё через такой же промежуток - до России. Так
случилось с телевидением, сексуальной революцией, мобильной связью,
сухими законами, компьютерами, интернетом.
Но именно интернет
сейчас является исключением из правил. Если в начале 2000-х годов
американские новинки, такие как блоги, социальные сети и потоковое
видео доходили до России с задержкой в 2-3 года, то уже к концу первого
десятилетия 21 века разрыв во времени при внедрении новинок стал меньше
года.
Итак, Россия не только обзавелась своим собственным клоном
Фейсбука - социальной сетью vkontakte.ru, но активно пользует и сам
facebook.com, приучилась к сервису коротких мгновенных сообщений
twitter.com, подка-стам радиопередач и аудио книг на rpod.ru. Появились
первые потоковые онлайновые телеканалы, такие как rt.ru, и онлайн
радио, вещающие только в интернете.
А муниципалитеты всё ещё
осваивают такую вещь, как простые веб-сайты, гордо называя обычную
форму обратной связи "виртуальной приёмной".
Для сравнения: в ЕС
и США в должностные инструкции чиновников всех уровней включены пункты,
обязывающие их вести блоги и твиттеры.
Даже если оставить в
стороне твиттер, ещё относительно новый для России, то вот сайт
vkontakte.ru - знаком абсолютному большинству. Этот ресурс уже давно и
эффективно используют те, кто привык ценить и время, и деньги, те, кто
понимает, что значит идти в ногу со временем - мировые гиганты, такие
как Intel (intel.vkontakte.ru), Nokia (nokia.vkontakte.ru), Nike
(nike.vkontakte.ru), Sony Ericsson (sonyericsson.vkontakte.ru). He так
давно к ним прибавились и российские компании Мегафон
(megafon.vkontakte.ru) и МТС (mts.vkontakte.ru). Свои представительства
в контакте для развития туризма завели страны - Финляндия
(finland.vkontakte.ru). Азербайджан (azerbaijan.vkontakte.ru),
программа студенческого обмена Work and Travel США
(workandtravel.vkontakte.ru).
САЙТ ДОЛЖЕН БЫТЬ!
Идеальный
сайт муниципального образования - просто должен быть. Уже давно должен
быть. Быть честным, оперативным, информативным, интересным. Но этого
мало. Муниципальная власть в интернете должна быть там. где люди, а не
наоборот. Никто же не ставит урны для голосования на кладбище. Нужны
официальные группы муниципальных образований в социальных сетях,
аккаунты в facebook.com и twitter.com, блоги в ЖЖ или li.ru,
фотогалерея в Picasa или на на fotki.yandex.ru.
В этом
направлении, кстати, сделал верный шаг губернатор Ленинградской
области, который завёл персональный блог (serdyukov-vp.ru), где пишет
от своего лица, и где комментарии с жалобами публикуются наравне со
словами благодарности.
P.S. Пока номер готовился к печати,
Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев объявил о создании
особой социальной сети для государственных служащих, которая улучшит
реализацию программы "Электронное правительство".
Нужно раз и
навсегда сказать "нет" казённому языку и бюрократическим штампам в том,
что власть говорит людям, если конечно она хочет быть услышанной.
Николай ЩЕРБАКОВ
[к содержанию номера]
|