|
В
фильме "Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини"
безумно практически все. Сама идея, которая уже имеет мало общего с
произведениями Дюма, мушкетерские дети, олицетворяющие собой пропасть
между настоящими актерами и участниками студенческого драмкружка,
монтаж, разрывающий фильм на слабо связанные между собой скетчи, звук,
дающий представление о старте ракеты-носителя "Энергия", и так далее.
Но, тем не менее, это лучший отечественный фильм зимнего сезона.
Сначала коротко о сюжете, который не является уже тайной даже для тех, кто еще не смотрел фильм.
Французская
корона опять в опасности. Естественно, речь не о короне Людовика ХIV,
ибо какие могли быть проблемы у монарха, говорившего о себе
"государство - это я". В бедственном положении оказалась его
любвеобильная мамаша Анна Австрийская, долги которой превысили годовой
бюджет Франции. А тут еще всесильный кардинал Мазарини сбежал с
сокровищами в английскую глубинку, прихватив таинственный перстень
тамплиеров, дарующий бессмертие.
Тут бы и вызвать погрязших в
беспробудном пьянстве головорезов, некогда спасших королеву от позора,
но беда в том, что все они погибли в один день. Портоса завалило
пенопластовыми камнями, Арамис был сражен именной шпагой бравого
гвардейского капитана, чью тайну еще предстоит выяснить, д'Артаньяна
застрелили из пушки, а Атос... Что произошло с Атосом, не совсем
понятно. Он долго смотрел в стакан с вином и вдруг умер. Наверное,
потому что вино кончилось.
И тогда королева поручает найти
сокровища Мазарини наследникам почивших головорезов: сыну Арамиса Анри,
сыну Атоса Раулю, дочери Портоса Анжелике и странному отпрыску
д'Артаньяна по имени Жак. Странному, потому что в дальнейшем выяснится,
что это девочка, которую отец считал мальчиком, что в итоге привело к
раздвоению личности несчастной.
На этом можно было бы и
завершить сюжетные хитросплетения и наслаждаться тем, как наследники
привычно мутузят по пути гвардейцев, но не тут то было. За всеми
бесчинствами отпрысков наблюдают застрявшие где-то между раем и адом
папаши, и когда деткам приходится совсем туго, д'Артаньян взывает к
Создателю с просьбой вернуть их на бренную землю, чтобы
побесчинствовать вместе с отпрысками. И так далее.
Все попытки
беспристрастного анализа подобной мешанины с самого начала тонут в
самой природе этой знаменитой отечественной кинофраншизы. Ну, разве
можно было серьезно оценивать оригинальный сериал Юнгвальда-Хилькевича
1979 года выпуска? Разве не понимал кто-то тогда, что шпага, зажатая
подмышкой, не может вызвать смертельное ранение, разве не видел кто-то
заасфальтированных тротуаров на "парижских" мостовых XVII-го века? И
разве все это помешало фильму стать хитом национального масштаба и не
отправило сотни тысяч мальчишек изготавливать шпаги из ореховых прутьев?
В
равной степени бессмысленно пытаться понять, почему пушечное ядро,
попавшее д'Артаньяну в грудь, даже не сбивает его с ног, а оставляет
лишь аккуратную вмятину в жестяной кирасе. Или почему забыли снять
ограничительные канаты в залах музеев, изображающих покои Лувра. А
бурная радость отцов и детей после каждого массового уничтожения
представителей закона в виде гвардейцев? Попытка анализировать это с
точки зрения здравого смысла даже менее адекватна, чем оценка
художественных достоинств популярного мультсериала про Чипа, Дейла и
секс-бомбу Гаечку.
Юнгвальду-Хилькевичу удалось сохранить
главное - буффонаду, которая на фоне раздувающихся от собственной
значимости "Главных фильмов нового года" выглядит очень выигрышно.
Что
же касается актеров, то с грустью приходится признать, что, несмотря на
всю бодрость, мушкетеры-отцы сильно сдали, за исключением, пожалуй,
Валентина Смирнитского, который за прошедшие 30 лет практически не
изменился. Однако удовольствие видеть их всех вместе с лихвой окупает
утраченную прыть и еще большую нелепость хореографии дуэлей.
Алиса
Фрейндлих в роли Анны Австрийской слегка напоминает свою героиню в
"Служебном романе", но все так же хороша; Александр Ширвиндт в роли
Кольбера напоминает самого себя, и слегка портит общее впечатление
своей значительностью; Дмитрий Нагиев в роли Леона напоминает человека,
пытающегося сохранить серьезность в комнате с кривыми зеркалами;
Владимир Балон в роли де Жюсака просто напоминает о дружеских
отношениях, возникших между актерами в конце 70-х.
Отдельного
упоминания достоин Дмитрий Харатьян, сыгравший роль Людовика. После
блестящего Табакова трудно было ожидать адекватного "наследника" на
французском престоле, но, о чудо, Харатьян не только не уступил своему
маститому "родителю", но местами даже дал ему фору. Король-Солнце,
безусловно, самый яркий персонаж фильма, и наибольшее количество улыбок
в зале вызовет именно его эпизодическое появление.
Главные
претензии к фильму лежат в области музыкального оформления и
спецэффектов. Песни из "Возвращения мушкетеров" не пойдут в народ и
даже не задержатся в памяти. Никаких "Пора-пора-порадуемся..." или
"Бу-ургундия, Нормандия...". Немного ритм-энд-блюза, откровенного
хип-хопа и тяжелого рока, которые иначе как истовым желанием
понравиться молодому зрителю не назовешь. А это зря. Потому что
настоящая аудитория фильмов о мушкетерах - это люди сильно "за", а у
них в большинстве своем совсем иные музыкальные пристрастия.
Столь
же бессмысленно было стремление привнести в картину сильно затасканные
специальные эффекты в виде всех этих "эффектов пули" и нарисованных за
окном пейзажей. Техническое исполнение этих трюков оставляет желать
много лучшего, и смотрятся они довольно глупо в стилистике
кинематографа 70-х годов.
Таким образом, четвертое пришествие
мушкетеров можно считать удавшимся. Несмотря на все огрехи Георгию
Юнгваль-ду-Хилькевичу удалось сохранить атмосферу оригинального сериала
и воздержаться от претензий на что-либо. Немного ностальгии, чуть-чуть
поющего Боярского, несколько интересных режиссерских находок - и перед
нами лучший отечественный фильм зимы 2009 года.
[к содержанию номера]
|