|
Дорога
на Коркинское озеро - излюбленное место отдыха колтушан и гостей из
города - пролегает мимо деревни Кирполье. Мало кто знает, что на месте
нынешнего заброшенного парка когда-то, в середине 17 века, стоял один
из старейших на северо-западе России лютеранский храм...
Ингерманландия
попала под шведское владычество в 1617 году. Уже в ходе русско-шведской
войны, до подписания мирного договора, эти территории обезлюдели, и
сюда стали приезжать переселенцы из Восточной Финляндии лютеранского
вероисповедания. После подписания мирного Столбовского договора этот
процесс усилился.
К 1640 году финские переселенцы составляли
около трети всего населения. В 1656 - 1658 годах между Швецией и
Россией вспыхнула еще одна война, которая вновь опустошила
только-только заселенные территории. Но переселенцы продолжали
прибывать, и доля лютеран в этих краях выросла с 40% до 70%. О прошлом
и настоящем лютеранского прихода корреспонденту газеты "Колтуши"
рассказывает диакон Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Иван
Сергеевич Лаптев. Мы беседуем с ним в храме святого Георгия, который
находится в деревне Колбино.
- Расскажите, пожалуйста, об истории лютеранской церкви на колтушской земле.
-
Согласно условиям Столбовского договора эти земли принадлежали шведам.
И хотя сам приход зарегистрирован в 1628 году, первый шведский пастор
приехал сюда уже в 1620 году. После того как сгорел находившийся на
территории современной деревни Кирполье храм, приход существовал без
своей церкви. Новое здание было построено только в 1768 году на
средства Светлейшего князя Потемкина. Она располагалась буквально в 500
метрах отсюда, там, где сейчас старое лютеранское кладбище. Приход
объединял жителей практически всех окрестных деревень, и к началу
революции 1917 года насчитывал 7 320 прихожан.
- Мы знаем, что
сталинская политика в отношении верующих и малочисленных народов СССР
принесла много страданий ингерманландскому населению. Расскажите об
этом тяжелом периоде.
-
В 1937 году в связи с репрессиями Церковь была закрыта, после ареста и
смерти пастора Абрахама Коскелайнена. В 1939 году ночью взводом
инженерных войск здание церкви было разобрано под предлогом того, что
был необходим материал для строительства оборонных укреплений. Однако
деятельность церкви не прекратилась. Приход - это прежде всего люди, и
они продолжали собираться: по домам, на месте, где раньше стояла
разрушенная церковь, на кладбище... Однако в марте 1942 года был издан
декрет, согласно которому финны-ингерманландцы должны в 24 часа быть
высланы. Всех жителей, попадавших под действие Декрета, погрузили на
грузовики, вывезли через Дорогу Жизни, а затем отправили в Сибирь.
Дорога была тяжелой, около половины выехавших погибло. По приезде на
место назначения - а И это был буквально В край земли, на берегу
Ледовитого океана, уцелевших выгружали на голую землю. Жизнь в
землянках, голод, холод, болезни... Только вера помогала людям пережить
эти страшные испытания.
Лишь в конце 50-х годов у
ингерманландцев появилась возможность вернуться в родные места. Не было
ни здания церкви, ни пастора. Но проповедь Слова Божьего звучала
благодаря мужественным женщинам - проповедницам Катри Кукконен и Марии
Каява. Верующие называли их "духовными матерями". Богослужения
скрывались от властей, часто собрания проходили под видом праздника.
Специально организовывалась встреча прихожан в день рождения, чтобы на
случай прихода милиционера показать паспорт и объяснить причину
собрания. Покупался для конспирации торт, угощение...
В 1970
году был зарегистрирован лютеранский приход в Петрозаводске, затем, в
1977 году, была открыта лютеранская церковь в Пушкине, прихожане стали
собираться там. Времена менялись. И вот, в 1989 году была официально
зарегистрирована колтушская община святого Георгия. Поначалу
богослужения проходили на дому. Затем - в подаренном финнами
строительном бараке. И, наконец, всеобщими усилиями и с Божьей помощью,
был возведен этот храм.
Фундамент будущего храма был заложен
осенью 1990 года в присутствии нескольких тысяч человек в торжественной
и полной оптимизма обстановке. Символический камень заложила одна из
"духовных матерей" - Катри Кукконен. В строительстве принимали участие
как финские добровольцы, так и местные жители. В Финляндии, несмотря на
начавшийся период экономической депрессии, сбор пожертвований не
останавливался. Новую церковь колтушского прихода освятили 13 сентября
1992 года.
Рассказывает Иван Сергеевич Лаптев:
-
Открытие храма стало грандиозным событием для всех прихожан. На
праздник собралось более 3 тысяч человек, внутри находились самые
уважаемые люди, в холле и на подходе к Храму буквально яблоку было
некуда упасть.
Сегодняшняя жизнь храма разнообразна. Здесь мы
проводим традиционные богослужения - в 10 часов на русском и финском
языках и в 14 часов - на русском. Главная работа Церкви - проповедь
Слова Божьего, и служение наше многогранно. Мы ведем большую
диаконическую работу по поддержке пожилых и малоимущих людей. Работаем
в доме престарелых, который находится недалеко отсюда, рядом с
Теологическим Институтом. У нас много активной молодежи, которая
проводит занятия в воскресной школе и помогает пожилым в ежедневных
нуждах.
Традиционно наша церковь сильна музыкальными традициями.
В храме прекрасный хор. Наш кантор Марина Вяйзя - известный органист. В
просторном помещении Церкви проходят совместные концерты коллективов
Колтушской музыкальной школы ихора церкви. На последнем таком концерте
2 мая этого года присутствовало около шестисот слушателей.
- Расскажите о деятельности учебного центра Церкви Ингрии.
- Здесь же, в Колбино, находится Семинария Церкви Ингрии - Теологический институт, который носит имя С.Я. Лауриккала.
Селим
Ялмар Лауриккала - генеральный пробст (благочинный), исполняющий
обязанности епископа епархии, руководитель финской консистории с 1924
года. Был выслан из СССР в 1937 году.
У Церкви Ингрии более 80
приходов по всей стране: В Сибири, на Урале, в Башкирии, Удмуртии... В
Колтуши приезжают учиться на пасторов, на молодежных работников, на
диаконических служащих. Теологический Институт имеет евро-азиатскую
аккредитацию. Основной курс "Бакалавр теологии" в течение 4 лет
дневного обучения проходят священнослужители. Им на серьезном уровне
преподаются латинский и греческий языки, богословие, другие
гуманитарные дисциплины.
- Как Церковь Ингрии себя чувствует в реалиях современной жизни?
-
Когда Финляндия открыла двери для ингерманландских финнов, положив
начало процессу репатриации, очень многие прихожане уехали. И уезжают
до сих пор, целыми семьями. Тем не менее мы чувствуем свою
ответственность и свою нужность на этой земле, мы бережно храним
культуру и язык этой уникальной местности. К нам приезжают гости из
Финляндии. Швеции, других стран. Сам приход объединяет семьи из
Всеволожска, Петербурга, часто сюда приезжают из очень удаленных
районов города - Озерков, Купчино... Не редкость, когда зимой после
богослужения горожане отправляются кататься на лыжах на знаменитые
колтушские холмы. Благодаря храму горожане знакомятся с Колтушами, их
удивительным, поистине уникальным ландшафтом.
Понятие "малая
родина" многогранно, оно включает в себя - безусловно - и исторические
знания, и привязанность к знакомым именам и местам... Колтушская земля
хранит загадку мирного и уважительного сосуществования двух языков,
двух культур, двух христианских конфессий. Это отрадный опыт, о котором
стоит помнить.
Ирина МАРКУШИНА
[к содержанию номера]
|