Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив газеты || Фотоархив || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

 

19 марта - День моряка-подводника. Редакция газеты сердечно поздравляет всех, кто имеет либо имел к этой знаменательной дате непосредственное отношение, с праздником и желает доброго здоровья, благополучия и успехов.

Представляем вниманию читателей материал о прославленном подводнике Магомеде Гаджиеве.

Его имя живет в названиях улиц, населенных пунктов. Память о легендарном подводнике увековечена в названии одного из военных гарнизонов, расположенных в Мурманской области.

 

Магомед Имадутдинович Гаджиев родился 20 октября 1907 года в дагестанском ауле Мегеб, неподалеку от города Буйнакска. Отец - Имадутдин - аварец, мать - Хурбиче - лачка. От родителей Магомед унаследовал отцовскую физическую силу и мягкость характера, мамину - волю и решительность.

В семье он был первенцем, свое имя получил в честь деда Магомеда Гаджи. Семья жила бедно, можно сказать, в нищете.

В 5 лет по горскому обычаю Магомеда отдали на воспитание мулле, и не однажды ему пришлось на себе испытать удары палки. Учеба давалась мальчику легко. С отличием он окончил 4-х классную школу. Как настоящий джигит, мог на полном скаку выхватить, свесившись с коня, из стада барашка. Наверное, так бы и рос он как все сверстники, но после смерти от сибирской язвы матери в дом пришла мачеха, и жизнь Магомеда стала невыносимой.

Первый побег привел подростка в Баку, где служил на военном корабле его двоюродный брат Расул. Связать свою жизнь с морем тогда ему не удалось, так как отец, разыскав сына, увез беглеца в аул. Однако вынести новые обиды в родном доме, уже познавший вкус свободы мальчик не мог. Второй побег, третий…

И вот он опять у моря. На этот раз ему повезло. Три месяца Магомед плавает юнгой с двоюродным братом на настоящем боевом корабле. Счастье длилось недолго - белогвардейцы расстреляли его брата.

В 13 лет Магомед ушел на гражданскую войну. Он играл на трубе в полковом оркестре, в бою был помощником пулеметчика, а чаще всего помогал артиллеристам.

Армейская служба у Магомеда закончилась, когда его разыскал отец, вернул домой и определил в педагогический техникум. Не закончив обучение в техникуме, он уехал в Баку и устроился на консервный завод. Все друзья Магомеда знали о его мечте стать моряком. И судьба подарила ему удачу.

В августе 1925 года по путевке Дагестанского обкома комсомола он поступил на специальный курс военно-морского училища в городе Ленинграде.

И так мечта начала сбываться. Три года провел Гаджиев на подготовительном курсе военно-морского училища. Магомед отличался напористостью и трудолюбием, и в 1931 году за отличную учебу, примерное поведение выпускник курсант Гаджиев был награжден именным пистолетом системы Коровина.

После окончания училища молодой офицер был направлен минером на подводную лодку Черноморского флота из серии "АГ", так называемую "агешку". Служба на такой подлодке явилась для М. Гаджиева великолепной школой.

Через полгода Гаджиев направляется на обучение в учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова, после чего возвращается в Севастополь. Год плавал помощником командира на подводных лодках.

В 1931 году Япония захватила Маньчжурию, и Советский Союз вынужден был укреплять побережье Дальнего Востока. Осенью 1933 года Магомед Гаджиев выехал в город Николаев, где должен был принять под командование лодку из только что построенных ПЛ серии "М" ("Малютка").

И вот как начальник одного из эшелонов с таким важным грузом М. Гаджиев прибыл на Дальний Восток. Капитан-лейтенанта Гаджиева назначили командиром "М-9". На ней он совершал самостоятельные выходы в такой сложный район, как Японское море, ставил эксперименты, оттачивал мастерство, устанавливал рекорды автономного плавания. Два года упорного труда привели к тому, что "М-9" стала ведущей в дивизионе "Малюток".

В 1934 году впервые в мире в Уссурийском заливе советские подводные лодки прошли подо льдом. В связи с этим большая группа моряков ТОФ была награждена орденами и медалями. Магомед Гаджиев был удостоен ордена Ленина. Из дагестанцев он был первый, кто получил такую высокую награду.

В апреле 1936 года Гаджиева перевели с "М-9" на "Щ-117", которая имела не менее славную историю, чем "малютка".

В августе 1937 года М.Гаджиева, как передового командира отправили в Ленинград в Военно-морскую академию. Полный курс обучения Гаджиеву не пришлось завершить, так как он получил новое назначение.

28 сентября 1939 года (Авт. - начало Второй мировой войны) Гаджиева отозвали из академии и направили в район военных действий на Север, где он выполнял боевые задания. В том же году его определили начальником штаба подводного отдела Северного флота. Отдел координировал действия подводных лодок.

Вскоре командование назначило Гаджиева командиром 1-го дивизиона подводных лодок. В этой должности он и встретил начало Великой Отечественной. К началу войны этот дивизион был самым маленьким по количеству подводных лодок. Из 15 кораблей, которыми обладали подводные силы СФ, под началом Гаджиева было всего 3 подводные лодки. Но это были самые крупные по тому времени субмарины: уже знаменитая "Д-3" - "Красногвардеец", участвовавшая в спасении папанинцев и совершившая первое в мире подледное плавание, а также "К-1"и "К-2"- крейсерские лодки, вызывающие зависть у союзников своими мореходными качествами и вооружением. Осенью на Северный флот пришли еще 8 ПЛ, в том числе четыре крейсерские лодки: "К-3", "К-21", "К-22" и "К-23".

1-й дивизион под командованием М.Гаджиева стал самой мощной ударной силой в бригаде подводных лодок. С именем М.И. Гаджиева связаны славные традиции подводников-североморцев. Он почти постоянно находился в боевых походах: вернувшись в базу их очередного выхода на вражеские морские коммуникации, сразу уходил на другую ПЛ своего дивизиона. Его прозвали "Человеком войны".

27 августа 1941 года подводная лодка под командованием опытного моряка капитана 3 ранга В.П. Уткина покинула рейд Полярного. На борту лодки находился комдив М.Гаджиев. "К-2" крейсировала в район Тана-Фиорда. Время от времени всплывала под перископом. 31 августа был замечен фашистский транспорт, шедший без охранения. До транспорта далеко, торпедами ничего не сделать. По приказу Гаджиева всплыли и применили артиллерию, начали преследовать противника. Несколько снарядов угодило в борт, палубу и надстройку немецкого транспорта, но противник успел войти в зону действия своих береговых батарей. От погони пришлось отказаться. "К-2" получила приказ вернуться в базу. Утешало то, что почин артиллерией был сделан.

Исключать из средств борьбы с врагом два мощных 100-мм орудия да еще две 45-мм пушки, которыми были оснащены подводные лодки типа "К", на взгляд М.Гаджиева, было непростительно. Последующие походы ПЛ дивизиона "К-3", "К-21" подтвердили правоту комдива. Вслед за Гаджиевым свои орудия направляли на врага командиры "К-22", "К-23".

Всего в 1941 году подлодки Северного флота выполнили семь артиллерийских атак, в результате было потоплено 3 корабля противника и несколько катеров.

28 апреля 1941 года Гаджиев вышел в свой двенадцатый поход на борту "К-23", которой командовал капитан 3 ранга Л.С. Потапов. Бой 12 мая стал последним для экипажа ПЛ "К-23" и командира дивизиона Магомеда Имадутдиновича Гаджиева.

В базе сильно беспокоились, так как долгое время от экипажа лодки не было никаких известий, но никто не хотел верить, что с лодкой могло что-то случиться. И только 12 мая получили тревожную радиограмму: "Уничтожил торпедами транспорт противника. Потопил артиллерией два сторожевика. Имею значительные повреждения. Погружаться не могу. Прошу…" А вот что он просил, осталось неизвестным. Радист не успел закончить передачу. Это был последний доклад от Гаджиева.

12 мая 1942 года в районе Оксефиорда был обнаружен конвой противника: транспорт в охранении двух сторожевиков. Вскоре транспорт был потоплен торпедами. Но лодке пришлось всплыть, так как атакованная глубинными бомбами сторожевиков, она получила повреждения топливных цистерн, соляр всплывал, и "К-23" "следила". ПЛ приняла надводный бой со сторожевыми кораблями противника. Два сторожевика были потоплены артиллерией. В радиограмме 12 мая в 14 часов 10 минут, подписанной Гаджиевым, об этом сообщалось.

В тот же день "К-23" в 15 часов 50 минут подверглась нападению вражеского самолета, вызванного по рации вражескими сторожевиками. От взрыва авиабомб в корпусе образовалась пробоина, вышел из строя главный дизель. После нападения самолета лодка, чтобы уклониться от приближающихся фашистских "охотников", погрузилась. Но масляный след по-прежнему выдавал ее, и корабли противника продолжали преследование. Отправленные на помощь экипажу ПЛ "К-23" самолеты Северного флота ее уже не нашли.

Всего 8 месяцев довелось Гаджиеву воевать с врагом. Вся война еще была впереди, но имя Магомеда Гаджиева уже стало известно на всех флотах как символ бесстрашия, дерзости и мужества.

27 кораблей потопили за 8 месяцев крейсерские лодки гаджиевского дивизиона, десять из них уничтожены при личном участии комдива.

23 октября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил посмертно капитану 2 ранга Магомеду Имадутдиновичу Гаджиеву звание Героя Советского Союза. Гаджиеву в момент гибели было всего 35 лет.

В своих воспоминаниях подводник-североморец Герой Советского Союза И.А. Колышкин писал о своем боевом друге Гаджиеве: "Он был рожден для моря. С морем были связаны все лучшие годы его жизни, все самые большие его свершения. В море он и остался навсегда".

Его имя живет в названиях улиц, населенных пунктов. Память о легендарном подводнике увековечена в названии одного из военных гарнизонов, расположенных в Мурманской области.

... У входа в аул, где родился Магомед Гаджиев, не поставили памятный камень, как принято в Дагестане. Это потому, как говорят старики аула, что его никто не видел мертвым.

Материал подготовил Владимир ГАРДЖАЛА



 

 

Авторские права  |   Разработка сайта - LeksImage  |
Copyright © 2007-2009 АНО "Редакция газеты "Колтуши".