Пробуждать и воспитывать чувства патриотизма можно обращаясь
к разным сторонам личности человека. Одним из путей является совместное изучение
детьми и взрослыми истории и культурного наследия своего Отечества. Однако в современном,
перенасыщенном информацией мире, человек все более становится поверхностно восприимчивым.
Все меньше времени остается для глубокого освоения знаний, овладения своей специальностью,
осмыслением происходящего. Для многих представителей молодого поколения история
и литература - это один из многих школьных предметов. За короткий отрезок времени
через сознание ребенка и подростка проходит калейдоскоп понятий и фактов, в котором
теряется возможность воспитания живого отношения к прошлому, настоящему и будущему
нашей страны.
В июле этого года Православным культурным центром при
церкви св. прав. Иоанна Кронштадтского (в Колтушах) был организован литературно-исторический
лагерь для детей и взрослых в городе Пушкинские горы Псковской области. Это была
не одноразовая просветительская акция. Начиная с прошлого года, при Центре постоянно
работает исторический кружок для детей. Идея его создания родилась летом 2007 г.,
когда впервые аналогичный лагерь был проведен в Павловске. Тогда в течение 7 дней
у детей и сопровождающих их взрослых имелась редкая возможность углубленного знакомства
с историей России и ее культуры на примере великолепных образцов архитектуры, живописи
и паркового искусства XVIII-XIX веков. Во время ежедневных бесед и компьютерных
презентаций, велосипедных и пешеходных экскурсий, совместной работы в парке Павловского
дворца, мы постепенно искали пути к уму и сердцу наших детей и учеников. В течение
учебного года 2007-2008 г. мы продолжили эту работу, регулярно встречаясь с детьми
для просмотра специально подготовленных компьютерных презентаций, посвященных истории
России. Мы обратились к тому периоду истории нашей страны, памятники которого представлены
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Занятия в Центре были дополнены разнообразными выездами
в музеи и крепости Санкт-Петербурга, Старой Ладоги, Капорья, Ивангорода и Выборга,
велосипедными экскурсиями по территории Колтушской возвышенности.
Поездка в Пушкинские горы предполагала продолжение знакомства
с историей и культурой России конца XVIII - начала XIX века. Музей-заповедник
"Пушкинские горы" был изначально, т.е. при его создании в начале XX века,
задуман как национальный парк, где должна было быть, прежде всего, сохранена нетронутой
природа и ландшафт, вдохновившая на творчество гения национальной культуры - Александра
Сергеевича Пушкина. Именно здесь во время ссылки поэта в имение родителей с
1824 по 1826 г. Родились главы "Евгения Онегина" и трагедия "Борис
Годунов", такие шедевры поэзии, как стихотворение "Я помню чудное мгновенье…"
и более 100 других произведений. На территории музея-заповедника находится 3 усадьбы:
имение семьи Пушкиных - усадьба Михайловское, усадьба деда Пушкина, Ганнибала,
- Петровское и имение друзей Пушкина, Осиповых-Вульф, - Тригорское. В результате
настойчивого и кропотливого труда директора заповедника С.С. Гейченко и его сподвижников
эти усадьбы были восстановлены после разрушений Великой Отечественной войны. Отрадно,
что Пушкинские горы, как и ранее, остаются центром притяжения туристов, любителей
поэзии и русской истории. Жаль, однако, что это место сейчас стало менее доступно
для многих из-за дороговизны гостиниц и дороги.
Было непросто найти место для нашего лагеря в таком посещаемом
месте как Пушкинские горы. Однако нам все же удалось расположиться в 3 комнатах
с кухней и верандой в доме одного из местных жителей. Важной частью программы летнего
лагеря были велосипедные поездки, и поэтому нам пришлось потрудиться, чтобы погрузить
в автобус 20 велосипедов и много другого, что необходимо для жизни в лагере.
К поездке нами были подготовлены 3 компьютерные презентации
- "История России: конец XVIII - начало XIX века", "Русское дворянство
и крестьянство в XVIII-XIX веках" и "А.С. Пушкин и культура России начала
XIX века". По вечерам в большой комнате нашего дома мы делились впечатлениями,
просматривали фотографии, сделанные в течение дня. С помощью материалов презентаций
мы готовились к встрече с историческими памятниками и материалами следующего дня.
Завершался вечер чтением глав из "Евгения Онегина". Здесь мы обнаружили,
что это произведение интересно нам и нашим детям. Мы разбирали с ними, что такое
онегинская строфа и многое другое, но особое оживление вызвало давняя русская традиция
- "гадание" по стихам поэмы. В один из дней мы предложили детям выбрать
из сборников стихов, а затем прочитать вслух одно из стихотворений, написанных А.С.
Пушкиным в Михайловском. Они с удовольствием откликнулись на это задание, и поочередное
чтение стихов перешло в вечер поэзии, затянувшийся до ночи.
Мы убедились, что наши усилия были не напрасными, когда
детям было предложено задание вырезать силуэты на пушкинскую тему. Ребята и взрослые
с энтузиазмом взялись за дело, превращая с помощью ножниц бумагу в образы мира Пушкина.
Все работы были замечательными и по прибытию домой представлены на маленькой выставке.
На одной из картин-силуэте меня тронуло изображение Пушкина, который держит зонт
над Татьяной Лариной, защищая ее от снега и других невзгод.
Посетив музеи-усадьбы и парки "Михайловское",
"Тригорское" и "Петровское" мы в общей сложности преодолели
на своих велосипедах более 85 км. Разумеется, дети имели возможность не только любоваться
красотой Пушкинских гор, знакомится с истории и литературой, но и купаться, загорать,
играть в подвижные игры на свежем воздухе.
Мы возвращались домой с сожалением, но и с радостью о
том, что нам удалось сплотить детский коллектив вокруг изучения классической русской
культуры и истории Отечества. Мы приносим благодарность Совету представителей и
Администрации Колтушского сельского поселения за финансовую поддержку. В наступающем
учебном году мы планируем продолжить эту работу совместно с Профсоюзным комитетом
Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, на базе помещений которого ведется духовно-просветительская
работа.
Соб.информация
[к содержанию номера]