Вторая кольцевая автотрасса протяженностью 175 км пройдет в 25‑30 км от Петербурга, но не по старой "бетонке", как предполагалось изначально, а по специально проложенному маршруту. ЗАЯВКУ на строительство дороги подавало ГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода". Минтранс включил строительство второй кольцевой в проект федеральной целевой программы "Развитие транспортной сети России на период с 2010 по 2015 г."
Работы на втором кольце начнутся нескоро: еще предстоит официально включить его в программу федеральных строек, получить бюджетное финансирование (областная казна такой проект не потянет), зарезервировать земли, провести тендеры. По словам вице-губернатора Николая Пасяды, правительство ЛО рассчитывает начать стройку в 2010 году.
Однако уже подготовлена схема размещения КАД-2 и основных развязок. Дорога пройдет между КАД-1 и старой "бетонкой" А-120 и будет пересекать пять федеральных трасс: "Скандинавия", "Кола", "Россия",Санкт-Петербург – Псков и "Нарва". Пока запланированы девять развязок и мост через Неву, но схема еще может значительно корректироваться.
Не исключено, что второе кольцо будет платным – тогда "бетонка", построенная в 1960-е для обеспечения нужд ПВО, будет выполнять роль бесплатного дублера (как и положено по закону).
КАД-2 призвана разгрузить город от транзитного транспорта (КАД-1, очевидно, уже не справляется) и обеспечить нормальное снабжение крупных инфраструктурных строек (Усть-Лугу и другие).
Ориентировочная стоимость дорожного строительства такого класса ‑ около 2 млрд рублей за 1 км.
Согласно эскизной схеме на юге дорога начнется от А-120, пойдет через Кипень, Гатчину и Красный Бор, возле поселка Павлово пересечет Неву и, минуя дорогу на Мурманск и Петрозаводск, Углово и Токсово, уйдет на запад почти до Нижних Осельков. Вероятно, дальше КАД-2 двинется за Ленинское и снова выйдет на трассу А-120. По-видимому, магистраль пересечет жилые кварталы в Гатчине, пройдет по поселку Рахья и за Всеволожском, по краю Токсово и за Коммунаром.
Главная интрига проекта связана не столько с транспортными и грузопотоками, сколько с землей. Опыт реализации участков, расположенных вблизи КАД-1, вдохновил многих девелоперов (впрочем, и разочаровал тоже – тех, кто остался без запланированного съезда с Кольцевой). В ближайшие месяцы определятся практика изъятия земель и механизм компенсаций в олимпийском Сочи. Московская Дума внесла в парламент поправки к законодательству, изрядно расширяющие перечень "государственных нужд", позволяющих изымать земли у собственников. (В частности, в список возможных мотивов включено муниципальное жилищное строительство.)
Практика крупных дорожных проектов показывает, что проектировщики склонны в последний момент менять точные координаты прохождения трассы, так что заблаговременная скупка земель превращается в "русскую рулетку".
Дмитрий СИНОЧКИН, “ПРИГОРОД”
[к содержанию номера]