Газета КолтушиГазета "Колтуши"


| Новости || О газете || Рубрикатор || Архив газеты || Фотоархив || Контакты || Ссылки |
Редакция газеты "Колтуши" рада привестствовать Вас на страницах нашего официального интернет-представительства. Надеемся, что здесь Вы найдете для себя массу интересных и полезных статей, информационных ресурсов и фотографий.[читать приветствие целиком...]

Карта Колтуши, карта Колтушей, карта Всеволожского района, Колтуши из космоса


Полезные ссылки

Regnum.ru

Medialogia

47News.ru

LenoblZaks.ru

Lenobl.ru


[все ссылки...] 

…Если мы хотим остаться единой нацией, единым народом, мы должны знать свою историю, помнить о ней. Только опираясь на свое прошлое, можно рассчитывать, что у тебя есть будущее.

СПРАВКА: ледокол "А.Сибиряков" был построен в Великобритании для зверобойного промысла в Арктике в 1909 году и назывался "Беллавенчур". Россия приобрела судно в Первую мировую войну, портом его прописки стал Архангельск. Новое имя ледокол получил в честь русского золотопромышленника и исследователя Александра Михайловича Сибирякова – энтузиаста освоения Сибири и Арктики. Много рейсов совершил ледокольный пароход в Баренцевом, Белом и Карском морях.

В 1932 году впервые в истории освоения Арктики он прошел без зимовки в одну навигацию весь Северный морской путь. В 1941-1942 годах под названием "Лед-6" он продолжал заниматься своим обычным делом – снабжением полярных станций и сменой зимовщиков. Входил в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. Водоизмещение 3200 тонн, численность экипажа – 84 человека. Скорость – до 12 узлов, вооружение: два 76 мм и два 45 мм орудия, а так же пулеметы.

25 августа 1942 года в далекой Арктике произошли события, вошедшие яркой страницей в героическую летопись Cеверного флота, который 1-го июня нынешнего года отмечает 75 годовщину со дня своего создания.

В годы Великой Отечественной войны еще более возросло значение Северного морского пути. По великой арктической магистрали шли с востока на запад караваны судов с военными груза ми для фронта.

Фашистское командование отлично понимало роль Северного морского пути и разработало специальную операцию по срыву советских перевозок в Арктике. Она получила название "Вундерланд" ("страна чудес"). Предусматривалось, что в операции примут участие 7 подводных лодок, эскадренные миноносцы и авиация для обеспечения рейдов 2х линкоров  "Адмирал Шеер" и "Лютцов".

Три из семи лодок должны были поддерживать непосредственную связь с рейдерами, производить для них ледовую разведку, отвлекать внимание сил Северного флота в районе южной оконечности Новой Земли  остальные четыре прикрывать рейдеры с запада, т.е. от советских ВМС, если они пойдут от Кольского полуострова на перехват.

Эсминцам отводилась скромная роль охраны линкоров при переходе через зону активной деятельности кораблей Северного флота и сил англо-американских союзников.

СПРАВКА: "Адмирал Шеер" принадлежал к серии германских кораблей, получивших название "карманных" линкоров. По официальной классификации, как и "Лютцов", это был тяжелый крейсер. Германия планировала использовать их в качестве рейдеров ("рейд", "набег"), то есть кораблей, которые могут вести самостоятельные боевые действия на морских и океанских путях. Построенный в 1939 году линкор "Адмирал Шеер" имел полное водоизмещение 13700 тонн. Численность экипажа - 926 человек. Скорость _ 26 узлов. Толщина брони – от 76 до 178 мм. Вооружение: 6 орудий 280 мм, 8-150 мм, 6 зенитных 105 мм, 8 зенитных 47 мм, 8 торпедных аппаратов.

До прихода на Север "Адмирал Шеер" имел уже большой "опыт" нападения на безоружные корабли: он потопил 19 судов общим водоизмещением 137 тысяч тонн.

Так как линкор "Лютцов" был поврежден и ремонтировался, операцию "Вундерланд" начал только один корабль.

"Адмирал Шеер" продвигался на восток вдоль кромки льдов. 20 августа состоялась встреча с немецкой ПЛ "У251". Но сведений о движении советских конвоев, которые от нее ожидали, ее командир Тимм не имел.

Командир линкора "Адмирал Шеер" капитан 1 ранга В. Меедсен-Болькен принимает решение идти на юг, в тоже время с палубы корабля поднимается для разведки гидросамолет. В конце дня пилоты сообщили, что обнаружен конвой из девяти судов.

Линкор пошел наперерез конвою и занял удобную для атаки позицию. По расчетам Меедсен-Болькена, жертва должна была попасть в ловушку часов через 810. Все 28 орудий рейдера по первому сигналу готовы были открыть огонь, 8 торпедных аппаратов  выпустить свой смертоносный груз… Казалось караван обречен. Но время шло, а судов не было вид но. В чем дело? Может быть летчикам в тумане караван померещился? Но караван движется. Об этом свидетельствует радиоперехват: суда где-то недалеко.

На другой день утром гидросамолет вновь вылетел на разведку. Но… караван не нашел. Дело в том, что караван двигался не на запад, а на восток. Таким образом, он не приближался к рейдеру, а уходил от него.

22 августа от командования из Норвегии было получено сообщение о другом конвое из девятнадцати судов и четырех ледоколов, который идет на запад.

А 23 августа самолет обнаружил 10 судов, стоявших на якоре.

Меедсен-Болькен опасался, что изменится ветер, и корабль будет заперт льдами, боялся получить отпор со стороны советских судов, так как транспорты имели по одной  две пушки и пулеметы. Линкор маневрировал: то шел на восток, то на юг, то возвращался обратно, а когда нанесло на льды и рейдер зажало, на корабле поднялась настоящая паника.

Так продолжалось до 25 августа. Самолет-разведчик потерпел аварию и тогда командир фашистского линкора вздохнул с облегчением: теперь он имел все основания уйти в южную часть моря, свободную ото льда. Теперь его не упрекнут в бездеятельности, нерешительности или трусости. Теперь, без самолета он "ослеп".

Во второй половине дня был замечен ледокольный пароход "Александр Сибиряков". Один? Теперь нечего стесняться… Прожектор на носу "Адмирала Шера" просигналил: "Кто вы? Куда вы следуете? Подойдите ближе!"…

…Утром 24 августа 1942 года "А. Сибиряков" покинул Диксон, на следующий день он шел в районе северо-западнее архипелага Норденшельда. Выйдя из бухты Диксон, ледокол должен был обойти острова, доставить на них снаряжение, продовольствие, топливо, срубы для двух домов, оборудование радиостанции, высадить четверых полярников на мыс Оловянный и сменить персонал станции на острове Домашнем…

В 11 часов 47 минут 25 августа с ледокола увидели военное судно, семафором требующее сообщить "состояние льда в проливе Вилькицкого, где сейчас караван транспортов и ледоколов". Капитан ледокола старший лейтенант Анатолий Качарава запросил название и принадлежность судна.

Пираты вначале сообщили японское название, затем подняли флаг США и подтвердили требование. Не получив ответа, на рейдере подняли фашистский флаг и потребовали от экипажа ледокола спустить флаг и сдаться. В ответ на это требование прозвучали слова капитана "А. Сибирякова", обращенные к стоявшим на палубе членам экипажа: "Товарищи! Друзья! Корабль поднял фашистский флаг… Сейчас начнется бой. Покажем фашистским гадам, что значит доблесть советских людей. Умрем, но не сдадимся!" Начался неравный бой. Выстрелы с "А.Сибирякова" не причиняли вреда германскому крейсеру. Вначале снаряды даже не долетали до цели. Но и при сближении не пробивали брони крейсера.

Первый выстрел с "Адмирала Шеера" срезал мачту на ледоколе. Второй залп обрушился на корму и вывел из строя батарею. Артиллеристы были либо убиты, либо тяжело ранены, многих из них снесло в море. А крейсер продолжал вести прицельную стрельбу.

Когда упавшая фок-мачта порвала антенну и прекратилась связь, главный старшина Михаил Сараев под шквальным огнем вражеской артиллерии взобрался на мачту, соединил части антенны и дал тем самым ввести в строй основной передатчик. Командир орудийного расчета старшина Василий Дунаев посылал в сторону врага из раскаленного жерла пушки снаряд за снарядом до тех пор, пока не потерял сознание.

До последней минуты находился на посту старший механик Николай Бочурко, пока не выполнил последний приказ капитана: "Открыть кингстоны!" Капитан ледокола старший лейтенант Анатолий Качарава не покидал мостик до тех пор, пока осколки шрапнели не впились в его тело, и он не упал без сознания. После гибели капитана командование судном принял комиссар капитан 3 ранга Зелик Элимелах.

И члены экипажа, и военные моряки, и пассажиры, направлявшиеся на зимовку, - все проявили мужество в смертельной схватке с врагом. Самоотверженно помогала раненным молодой врач Валентина Черноус.

До последнего сокрушительного ударапо радиорубке оставался на посту радист Анатолий Шаршавин. В 14 часов 05 минут связь с ледокольным пароходом оборвалась. "А. Сибиряков", потерявший ход, служил хорошей мишенью для мощной артиллерии линкора. Гибель судна надвигалась с каждой минутой, оно погрузилось в воду и стало быстро исчезать в морской пучине.

Последним скрылся под водой краснозвездный военно-морской флаг. До последней минуты у флагштока стояли старший механик Николай Бочурко и комиссар Зелик Элимелах  они ушли на дно вместе с кораблем.

Значительная часть экипажа военных моряков и пассажиров погибли от снарядов и ожогов еще до потопления ледокола. Покинувших тонущее судно нескольких человек, державшихся на воде, гитлеровцы расстреливали из пуле мета. Шлюпку с восемнадцатью безоружными, спасшихся с затонувшего судна, забуксировал под угрозой расстрела катер с "Адмирала Шеера".

Среди пленных были тяжелораненые и с сильными ожогами. Начались допросы, не давшие фашистам никаких сведений, издевательства, тяжелые годы в концлагерях. Многие не вынесли фашистского плена  умерли либо были расстреляны.

Из 104 человек, находившихся на борту "А. Сибирякова" в том его последнем рейсе, только 14 услышали залпы победного салюта. Лишь одному из членов экипажа погибшего ледокола - машинисту Павлу Вавилову - удалось избежать плена. Когда Вавилов оказался в ледяной воде, неожиданно он увидел вельбот, взобрался на него. На разбитом боте с большим трудом добрался до скалистого острова Белуха.

36 суток, питаясь лишь отрубями, случайно оказавшимися в шлюпке и, греясь у костра, прожил Вавилов на необитаемом арктическом острове. В костер пошла шлюпка, спасшая ему жизнь, а потом другое имущество, выброшенное волнами на берег с затонувшего корабля.

Сигнал тревоги  костер  с острова заметил известный полярный летчик, Герой Советского Союза Иван Иванович Черевичный, который и снял Павла Вавилов с острова. За этот подвиг член экипажа парохода "А.Сибиряков" был награжден медалью Нахимова.

… Германский линкор "Адмирал Шеер" не смог сорвать арктическую навигацию. Не принес ему победы и обстрел поселка на Диксоне. Караван советских судов продолжал путь по северным морям.

Возмездие настигло фашистского пирата перед окончанием войны, в апреле 1945 года, когда крейсер был потоплен в Балтийском море авиацией союзников.

Почти 66 лет прошло с тех пор, как объятый пламенем, изуродованный тяжелыми снарядами ледокольный пароход "Александр Сибиряков" скрылся в морской пучине, не спустив флага перед врагом. Проходя мимо острова Белухи, идущие ныне по Северному морскому пути корабли, приспускают флаг и салютуют гудками кораблюгерою и героям сибиряковцам.

Вместо послесловия…

Академик Сергей Петрович Капица писал, что скорость познания мира резко увеличилась. Молодое поколение просматривает историю в режиме быстрой перемотки и по дороге теряет опыт предыдущих поколений.

Молодой актер Владимир Яглыч, сыгравший в фильме "Мы из будущего" главного героя, анализируя отклики о кинокартине, отметил: "Я с ужасом понял, что у нас уже успело вырасти поколение, которое всерьез считает, что во Второй мировой войне победили американцы…".

Данное обстоятельство вызывает не только разочарование и огорчение, но и тревогу, беспокойство за будущее России.

Материал подготовил Владимир ГАРДЖАЛА


Авторские права  |   Разработка сайта - LeksImage  |
Copyright © 2007-2009 АНО "Редакция газеты "Колтуши".